|
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий «Святитель Симферопольский Лука: Неразделенное единство веры и медицины»
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры – организаторы, участники и гости I Всероссийского съезда православных врачей! Сердечно приветствую всех вас, разделяющих убежденность в том, что медицинское служение болящим может стать столь же верной дорогой ко спасению души, как и другие богоугодные дела и подвиги во имя Христовой веры.
Православная Церковь всегда с неизменным уважением относилась к науке, в частности к медицине, ибо, как сказал святитель Московский Филарет, «вера Христова не во вражде с истинным знанием потому, что не в союзе с невежеством». Слава Богу, что сегодня мы имеем возможность активно развивать отношения Церкви с профессиональным медицинским сообществом; что представители медицинской науки могут преподавать в высших учебных заведениях Православной Церкви, а преподаватели духовных академий и семинарий - в медицинских вузах. Мы с вами являемся свидетелями расширения диалога между медициной и богословием по целому ряду вопросов, таких как биоэтика, новые медицинские технологии, эвтаназия, проблема зависимостей. Этот диалог Церкви и медицины поддерживается обществом и уже начинает приносить свои плоды.
А ведь еще совсем недавно возводилась высокая стена между религией и наукой, между верой и знанием. Стена эта возводилась в человеческих душах и до сих пор еще не все смогли разрушить ее в себе, в том числе и труженики медицины. Совсем недавно требовалось немалое мужество исповедовать, что вера и научное знание не исключают друг друга, что наука и религия не противоречат друг другу. В российской медицине таким исповедником был святитель Симферопольский ЛУКА, который соединил в своей жизни Православие и медицинскую науку, в своей душе – пастырское служение и врачебное искусство, в своих руках - крест и скальпель. Всей своей жизнью он доказал тот факт, что наука и религия взаимно дополняют, а не опровергают друг друга. Хорошо известны его слова о самом себе: “Не пробуйте разделить хирурга и епископа. Образ, разделенный надвое, неизбежно окажется ложным”.
Внимательный и чистый сердцем человек всегда имеет возможность познавать Бога изнутри тварного мира, в котором присутствие Божие наблюдается без труда (Рим.1,20). Созерцая мир, человек одновременно может созерцать и природные закономерности, а через них – и Божию премудрость.
Когда в детстве Войно-Ясенецкий обнаружил способность и любовь к рисованию, никто не подозревал, что этот дар превратится для него в школу духовного опыта: рисование неожиданно стало для будущего святителя средством Богопознания. Воспроизводя в рисунках одухотворенные молитвой лица паломников Киево-Печерской Лавры, он одновременно соприкасался и с душами этих людей, а восхищение красотой и любовь к совершенству форм позднее перешли в желание помогать людям, чью красоту искажала болезнь.
Можно много говорить о талантах святителя ЛУКИ как хирурга, но главное понимать, что в основе его профессионализма лежало христианское сострадание и желание помочь пациенту вновь обрести утраченную гармонию и то совершенство, к которому изначально был призван человек. Он не стал типичным кабинетным ученым. Будущий святитель всем сердцем чувствовал плодотворность и необходимость диалога Церкви и медицины. Лишь безмерной любовью к людям можно объяснить тот факт, что его работа над книгой «Очерки гнойной хирургии» продолжалась многие годы в невыносимо трудных условиях: во время военных действий, голода, эпидемий, допросов, арестов. И только горячее желание помогать больным и преданность медицине привели его к осознанию того, что врачевание человеческого тела необходимо начинать с исцеления человеческой души. Святитель ясно понимал, что его призванием было именно проповедовать и исповедовать Христа, - подлинного Целителя наших душ и телес. И это понимание, эту веру, эти убеждения не были сломлены ни безумием революционных событий, ни братоубийственной ненавистью, царившими в нашей стране в 20-30-е годы прошлого века.
В 1937 г., будучи уже 60-летним профессором, архиепископ ЛУКА был в четвертый раз арестован и сослан в Сибирь. Церковь никогда не препятствовала Войно-Ясенецкому сочетать архиерейское служение с хирургической практикой. И не только потому, что в советском обществе врачебная деятельность епископа была формой проповеди Христа, но и потому, что благодаря его труду были спасены многие человеческие жизни, особенно в тех регионах страны, где всесильное, как казалось, государство не могло оказать своим гражданам даже первичную медицинскую помощь. Не Святая Церковь, а безбожная власть хотела разделить единство медицины и веры, добиваясь от святителя отречения от священного сана. Всю жизнь архиепископ ЛУКА боролся за единство Православия и медицины – такое единство, которое так и осталось не разделенным надвое, несмотря на пытки, унижения, угрозы, кощунство, ужасы осквернения и разрушения храмов, несмотря на искушение благосклонностью властей.
«Два святейших, глубочайших стремления души нашей возносят нас превыше всякой твари, - писал святитель ЛУКА, - это стремление к правде и к бессмертию». Автору этих строк Господь в бессмертии уготовал венец правды. Архиепископ ЛУКА закончил свою земную жизнь 11 июня 1961 года, в День Всех святых, в земле Российской просиявших. Однако и после перехода в вечность архипастырь продолжает исцелять людей, почитающих его и уповающих на его молитвенное предстательство. Его кончина стала тем зерном, которое, упав в землю, принесло большой плод: повсюду начали открываться больничные храмы, создаваться общества православных врачей, сестричества и группы милосердия. Членами этих общественных объединений становились те, кто сердцем чувствовал необходимость развития такой медицинской деятельности, которая не противоречила бы православной вере; кто имел потребность в творении дел милосердия среди пациентов и христианском свидетельстве среди работников здравоохранения; кто полагал необходимым сочетать оказание медицинской помощи с пастырским попечением. Это ли не последователи и ученики святителя ЛУКИ?!
Менее полувека прошло со дня его кончины. Что же изменилось с тех пор? Стремительное развитие общества и новые социально-политические условия, в которых оно оказалось, поставили перед Церковью и медициной новые проблемы, требующие вдумчивого осмысления. Церковь обеспокоена тем, что нравственный кризис российского общества отражается на здоровье наших соотечественников. Сейчас в России средняя продолжительность жизни на несколько лет ниже, а показатели смертности для мужчин и женщин трудоспособного возраста значительно выше, чем во времена, когда жил святитель ЛУКА. Само здоровье человека теперь перестало пониматься как дар Творца, оно все чаще толкуется как объект медицинских услуг, как область человеческого права, в том числе «права» на достойную смерть, на убийство из милосердия, «право» распоряжаться своим телом и даже телом своего ребенка. Рынок диктует врачу ценности, которые сильно отличаются он Божественных заповедей. Церковь разделяет обеспокоенность медицинских работников тем, что реформирование системы здравоохранения ограничивает возможность получения медицинской помощи малоимущей частью населения. Даже не будучи христианином, любой человек согласится с позицией, которая изложена в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви»: «Не отдавая предпочтения какой-либо модели организации медицинской помощи, Церковь считает, что эта помощь должна быть максимально эффективной и доступной всем членам общества, независимо от их материального достатка и социального положения, в том числе при распределении ограниченных медицинских ресурсов».
Как и святой архиепископ ЛУКА, мы твердо уверены в том, что проблема ухудшения здоровья народа имеет прямое отношение к миссии Церкви в мире, поврежденном грехами и болезнями. И сегодня, когда Церковь Христова должна свидетельствовать об отступлении общества от нравственных норм христианства, к любому из нас, - и к священнослужителю, и к верующему врачу, - обращены те слова Спасителя, которые в свое время с огромной силой произвели впечатление на Войно-Ясенецкого: «Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9,37).
Священная история исполнена примеров того, как общество, отвергающее Бога, неизбежно распадается на конкурирующие партии, враждующие классы, как оно атомизируется до чуждых друг другу одиноких людей. Порой кажется, что нас действительно мало для того, чтобы быть «солью земли» и «светом мира» (Мф. 5, 13-14), но Церковь всегда отвечала на эти процессы социального распада своей целостностью и своим единством. Именно Церковь Христова призвана помогать государству и людям идти по нелегкому пути преображения и исцеления. И сегодня сотрудники православных медицинских обществ, как и все верные чада нашей Матери-Церкви, объединяются друг с другом и со Христом. По словам апостола Павла, «мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12,5). Это органическое единство православных медицинских работников организационно может выражаться по-разному, но важно при этом одно: вы осуществляете свое профессиональное служение на принципах милосердия, любви к Богу и ближнему.
Ежегодно в Москве проводятся заседания медицинской секции Международных образовательных рождественских чтений, куда для обсуждения самых актуальных проблем и для обмена опытом приезжают представители всех православных медицинских обществ России и зарубежья. Уже не раз проходили международные научно-практические конференции «Церковь и медицина». Создан и успешно функционирует православный медицинский сервер, помогающий создавать единое русскоязычное информационное пространство по вопросам взаимодействия Православной Церкви и системы здравоохранения, богословских и медико-биологических дисциплин. Положительным моментом объединения наших усилий стало подписание целого ряда соглашений о сотрудничестве между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Русской Православной Церковью. Теперь, когда во многих епархиях созданы общества православных врачей, закономерно встал вопрос об их объединении во всероссийскую или даже международную православную медицинскую организацию, которая бы смогла придать импульс жертвенному служению православной медицинской общественности, направленному на сохранение и приумножение христианских ценностей в сфере здравоохранения. И личность архиепископа ЛУКИ является для нас тем светильником, благодаря которому мы ясно видим, что в истории Церковь и медицина никогда не разделялись, а наоборот, рассматривались как две стороны созидательной активности Творца, направленной на исцеление и спасение человека, природа которого оказалась поврежденной болезнью греха. Предназначение медицины состоит не в том, чтобы стереть болезни с лица земли, а в том, чтобы совместно с Церковью дать человеку возможность восстановить свои, утраченные в результате грехопадения, отношения с Богом.
От всего сердца желаю всем участникам съезда помощи Божией в предстоящей работе. Сам святитель ЛУКА да объединит нас своими молитвами для совместного служения болящим и призовет на нас Божие благословение!
|
|