Поиск
Сегодня
ВОСКРЕСЕНЬЕ
22 декабря
по новому стилю
/
 
9 декабря
по старому стилю
Православный календарь
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

На главнуюКарта сайтаКонтакты
Религия и медицина / Социально-значимые заболевания /
Игумен Валерий (Ларичев) об алкоголизме

СВИДЕТЕЛЬСТВА КАТАСТРОФЫ

Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» Псал. 52, 2

Вследствие значительных перемен в основах жизни российского общества после разрушения государства одной из самых жгучих проблем стало огромное распространение алкоголизма среди населения страны. Миллионы людей остались без работы и без особых надежд на перемены к лучшему: начиная с 1990-го года, каждый новый год приносит все большее обнищание населения и, как следствие, голод, болезни, невиданный рост преступности. В этих условиях все больше становится мужчин, столкнувшихся с невозможностью не только содержать семьи, но и просто прокормить самих себя; они пытаются забыть о мучительных проблемах с помощью алкоголя – самого распространенного «продукта» на теперешнем российском рынке. В результате наблюдается массовое разрушение семей, умственная и физическая деградация миллионов людей, рождение больных и умственно неполноценных детей. Все это уже принимает характер национальной катастрофы: который год население страны значительно убывает, происходит резкое сокращение продолжительности жизни.

Но при всей важности экономических причин трагедии они являются лишь внешней стороной проблемы, представляя собой как бы вершину айсберга, а в глубине находится то, что определяет не только истоки повального алкоголизма, но и саму экономику страны. Основания всякой жизни коренятся в духовном мире.

По большому счету вся атеистическая медицина работает на уровне симптоматическом и потому чаще всего дает лишь временное облегчение больному, помогая снять те или иные проявления болезни. Но подлинное исцеление возможно только на ином уровне – патогенетическом или казуальном (т. е. причинном).

В 1990 году мне довелось участвовать в российско-американском симпозиуме по алкоголизму. И мы принципиально разошлись с американскими врачами и священниками с первых же моментов дискуссии.

Они включают алкоголизм целиком в область медицины. Но любой священник, занимающийся проблемами алкоголизма, достоверно знает, что этот распространенный недуг – один из самых ярких примеров бесоодержимости. Трудно поверить в рассказы об исцелении людей от алкоголизма с помощью медицинских препаратов, психологических или иных методик. Врачи прописывают таблетки,– а бес, насмехаясь над докторами, на время отходит, чтобы потом с еще большей яростью мучить бедного человека.

Алкоголизм как болезнь имеет две составляющие: соматическую и духовную. Первая связана с привыканием организма к алкоголю и изменившимся из-за этого обменом веществ, с нарушением психики и поражением всех органов. Поэтому можно и нужно использовать лекарственные средства. Но на другую сторону – духовную – необходимо воздействовать только духовными средствами, богатство и возможности которых в Православии безграничны.

Исцеление от алкоголизма, как и от любого иного вида бесоодержимости, возможно только с помощью Церкви и только духовными усилиями. Без Бога ни о каком исцелении говорить невозможно. А таблетки и психологические методики помогают снимать соматические и психические последствия алкоголизма. Алкоголизм – это прежде всего греховная болезнь, страсть, но за каждой страстью, как известно, стоит бес.

Западные психологические методики предлагают различные способы замещения алкоголизма, как то: карьера, успех, бизнес, семейные ценности и т. д. Образно эти методики можно сравнить с перестановкой мебели в комнате (это в лучшем случае). А в худшем случае происходит замена одного беса другим: например, бесом гордыни, тщеславия, сребролюбия, алчности и т. п. Единственный фактор заслуживающий внимания,– это, конечно, семья, которая может во многом помочь спасти своего члена от пагубной страсти.
Для того чтобы понять, как помочь одержимому страстью к спиртному, нужно уяснить тот грех, который мешает больному освободиться от алкогольной зависимости. Этот грех именуется непослушанием. Корень его – гордыня, но грех гордыни имеет множество проявлений.

Алкоголику говоришь: «Не пей, брось, тебе говорит это священник, занимающийся проблемой лечения алкоголизма более сорока лет. Ты должен до конца жизни своей прекратить употреблять спиртное, иначе снова и снова будешь падать и двигаться к погибели, к разложению личности». На это он, как правило, отвечает так: «Я смогу бросить когда захочу,– или,– нет, я месяц продержусь, а потом буду пить как все, воздержанно, культурно, без запоев».

Но страсть-то остается, она внутри человека, она ждет своего часа, и от нее никуда не денешься. Пьющий не понимает, что имеет дело с хитроумным и злобным бесом, который просчитывает его действия и действия лечащих его врачей на несколько ходов вперед. Потом же, уловив их в свои сети, смеется и «потирает копытами» от удовольствия в бесовской своей радости.
Поэтому те, кто пытаются помочь алкоголикам без Бога, вне Церкви, сами того не ведая, часто являются обыкновенными игрушками в лапах бесов.

***
Духовная жизнь русского человека может протекать лишь в двух состояниях:

– если его душа связана с Богом, это ее нормальное состояние;
– если этой связи нет, душа становится одержимой.

Исторически складывалось так, что, теряя контакт с Богом, русский человек начинал богоборчествовать, богохульничать. Неконтролируемая уже человеком нецензурная брань, вспышки неуправляемой агрессии, неприятие и даже ненависть к святыне – все это примеры явной одержимости.

Кроме двух перечисленных состояний существует еще одно – безблагодатное. Но оно особенно характерно для западного сознания. При этом нет одержимости, люди вполне благополучны и благопристойны, но нет и Духа Святого. О таком безблагодатном состоянии хорошо сказал поэт С. Маршак:

Как вежлив ты в покое и тепле.
Но будешь ли таким во время давки
На поврежденном бурей корабле
Или в толпе у керосинной лавки?

Вот такого – безблагодатного русского человека быть не может. Он перестает быть русским, если выбирает ценности западного общества: материальное благополучие, стремление хорошо и спокойно пожить здесь и теперь. Русскому человеку невозможно остаться русским и забыть о своей небесной родине.

Многолетний психотерапевтический и священнический опыт позволяет с уверенностью утверждать: пристрастие к винопитию – это проблема духовная и справляться с нею надо, прежде всего, на духовном уровне. Рассказы и свидетельства очевидцев оставили описания удивительных примеров исцеления от этого недуга, когда обращались за помощью к подвижникам, то есть к тем людям, которые всю свою жизнь посвятили «стяжанию Духа Святого» – духа мира, кротости, прощения и любви.
***

Вспомним, что в дореволюционной России был накоплен большой опыт помощи со стороны Церкви людям заболевшим алкоголизмом. В приходах создавались Братства трезвости, где страждущим помогали удерживаться от тяги к вину и одновременно обеспечивали возможность психологической реабилитации. Этому способствовал налаженный ритм жизни, когда молитва чередуется с физической работой, с обучением хорошей и нужной в хозяйстве специальности. Праздного (свободного) времени не оставалось, чем обеспечивалось отвлечение от мыслей о вине.

Инициатором создания Братств трезвости стал великий святой нашей Церкви отец Иоанн Кронштадтский. Город Кронштадт, где он служил в концеXIX – начале XX века, был местом поселения тех, от кого отвернулось общество. Там было несопоставимо больше, чем во всей тогдашней России, людей без работы, без занятий, пьющих, гулящих, выброшенных на обочину жизни. Отец Иоанн со всею силою своего горящего любовью к людям сердца стал участвовать в судьбе несчастных. Он сам посещал семьи, где были пьяницы, помогая вниманием, лаской, убеждением, заботой и главное – своей огненной молитвой. На стекавшиеся к нему со всех сторон пожертвования он построил Дом трудолюбия, где бездомные могли найти приют, безработные и утратившие трудовые навыки могли получить специальность и начать трудиться. Особая забота пастыря была обращена к детям из неблагополучных семей. Для них организовывались приюты, школы, мастерские... Результат был ошеломляющим. Изменился моральный климат на всем острове.

Авторитет Иоанна Кронштадтского был очень высок – и по его примеру во всей стране начали создаваться Братства трезвости. Существовало множество трудовых домов, артелей – сельскохозяйственных и промышленных, в которых трудились мужчины, желающие исцелиться от пьянства. Движение Братств трезвости благословлялось и всеми способами поддерживалось Русской Православной Церковью. В России незадолго до революции были созданы Братства трезвости почти при каждом приходе, после чего –число пьющих людей резко сократилось. К сожалению, 1-я мировая война, а затем революция разрушили все эти начинания.

Нам постоянно твердят бесстыдную ложь о «пьяной России». Но посмотрим на факты. В 1910 г. в России употребляли алкоголя в 7 раз меньше, чем во Франции, в 2,5 раза меньше, чем в Великобритании и в 1,5 раза меньше США. Во время царствования императора Николая II потребление спиртных напитков в пересчете на чистый спирт составляло 2 литра на человека в год. Во времена советской власти эта цифра удвоилась. Сегодня каждый житель России, включая женщин и грудных детей, потребляет 25 литров чистого спирта в год! Пьянство в нашей стране приняло невиданные масштабы. Десятки тысяч коммерческих киосков и магазинов круглосуточно торгуют алкогольным зельем.

Несмотря на явно видимые всеми знаки грядущей катастрофы, в России до сего дня отсутствуют структуры и организации, которые могли бы помочь желающим исцелиться от страшной болезни пристрастия к алкоголю. А таких людей очень и очень много. Десятки, сотни тысяч мужчин, потерявших семьи, дома, детей, не могут найти места, где им была бы дана хоть малая возможность изменить свою жизнь.

Ныне настало время вспомнить то положительное, что уже было в России а именно,– возродить при православных приходах Братства трезвости.

***
Какие требования необходимы для вступления в Братство?

Во-первых, обет трезвости, который дается Господу в присутствии священника.
Во-вторых, регулярная исповедь и причащение Святых Христовых Таин.
В-третьих, ежедневная молитва членов Братства друг за друга.
Каждый член Братства ежедневно молится: «Господи, помоги мне и моим братьям сохранять обет трезвости!»

Очень важны общая молитва и сознание того, что есть братья, которые помнят обо мне и каждый день молятся за меня. Наша церковная общая молитва – огромная сила, ее ничто не сможет заменить. Анонимные алкоголики (движение по борьбе с алкоголизмом, известное во всем мире) тоже по своему молятся, но разве это можно сравнить с тем богатством, которое мы имеем в Православии! У Анонимных алкоголиков на одной из «ступеней» есть правило: поклоняться Богу, как ты его понимаешь. А православный человек знает, Кому он поклоняется. Он может обратиться безо всяких ложных образов: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня и помоги исправить жизнь!»

В таинстве исповеди человек очищается от духовных последствий своего падения, и злой дух отступает от него. Только своими собственными силами, без благодатной помощи Церкви в этой духовной битве, которая идет не на жизнь, а на смерть, победить практически невозможно.

Более чем 30-летний опыт работы наркологом не оставил у меня никаких иллюзий на этот счет. Имеющиеся в распоряжении врача средства – как фармакологические, так и психотерапевтические, на время (даже довольно длительное) помогать могут, но только они, без духовной работы, бессильны обеспечить полную и окончательную победу в этой духовной брани.

Во время каждой Божественной литургии священник вынимает из просфоры частички за всех членов Братства. Таким образом, Сам Господь помогает каждому, кто борется с этой страстью. После причащения верующих в конце Божественной литургии священник погружает все вынутые частички в Чашу со Святыми Дарами, произнося слова: «Отмый (омой), Господи, грехи поминавшихся зде (здесь) кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Нет и не может быть большей помощи человеку, чем такое поминовение и очищение, совершаемое, практически, ежедневно. Оно укрепляет и поддерживает членов Братства в их подвиге.

Действительно, чтобы исцелиться от страсти пьянства, требуется подвиг, который человек несет до конца жизни. И совершить этот подвиг невозможно без решимости бороться со своим недугом. На вопрос, чем отличается человек, находящийся на пути спасения, от других людей, преподобный Серафим Саровский сказал – решимостью! Решимостью жить по заповедям Господним, неся свой крест. Так и в Братстве, – если человек твердо решится бросить пить, то Господь обязательно поможет: ведь Он – любящий Отец наш.

Чтобы пояснить, что значит братская помощь друг другу, обратимся к символическому языку нашей иконописи. Во время Великого поста празднуется память сорока мучеников Севастийских – римских воинов, пострадавших в IV веке на озере Севан в Армении. Их подвиг раскрывает нам силу братской помощи в страшном испытании. Для того, чтобы заставить этих воинов отречься от Христа, язычники поставили их обнаженными на лед замерзшего озера, натопив рядом на берегу баню. На иконе, изображающей святых мучеников, видно, как они поддерживают друг друга. Многие уже изнемогают от холода и страданий, но братья не дают им упасть. Эта икона – как будто образ нашего времени, когда так велика потребность в помощи друг другу, чтобы выстоять в жизненных испытаниях. Если кто-то упал, всегда должен найтись брат, который подставит плечо, поддержит, укрепит.

Так и в Братстве трезвости – молитва друг о друге, взаимопомощь, духовное общение могут сотворить чудо исцеления от страсти, которая ныне грозит погубить нашу Отчизну.

В любой момент человек может обратиться к Богу со словами: «Господи, помоги!». Тем самым душа, ставит себя под Его защиту. Однако молитва – это тяжелый труд, и человеку, отвыкшему от концентрации мысли, нелегко удерживать внимание на ее словах. И здесь на помощь друг другу приходят члены Братства. Каждый из них помнит, что он обещал молиться не только за себя, но и за остальных.

***
Основная задача состоит в том, чтобы человек стал абсолютным трезвенником. Иногда пытаются давать обет трезвости на время: на год, два и т. д. Но пьющий человек должен понимать, что любая доза спиртного возвратит его к той же проблеме. В Священном Писании сказано, что пьяницы Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 10). Здесь имеются в виду только те пьяницы, которые не раскаиваются в своем грехе. Когда человек молится об исцелении от пьянства, его душа оживает. Сказано: «Господь целует намерения». Само слово «покаяние» в греческом языке имеет еще одно значение – «изменение, перемена». Покаяться – значит изменить свою жизнь, стараться вырваться из сетей лукавого.

Борьба с грехом должна продолжаться до последнего мгновения жизни человека. Алкоголь, наркотики, курение, чревоугодие – это саморазрушение и духовное самоубийство, только замедленное. Нельзя остановиться на пути борьбы с грехом или говорить: «выпью рюмку – и больше не буду!» Обязательно будешь! Не пей именно эту рюмку – и тогда начнется новый отсчет жизни. Иначе грех побеждает человека,– каждый знает, что впереди погибель, но остановиться не может.

С первой рюмкой, с новой сигаретой все страсти возвращаются с еще более разрушительной силой. Воздержание не устраняет желания греха. Похоже, что люди не понимают самых простых вещей, отсутствует духовное разумение происходящего с ними. Нельзя «отдохнуть» от воздержания. Как только мы «расслабились», всё возвращается с новой силой, как о том сказано в Евангелии: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел, и пришед находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и вошедши живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12, 43–45)

Приведем совсем недавний пример из жизни одного человека. После перестройки он стал беспробудно пить, потерял работу, квартиру, валялся под заборами, потеряв человеческий облик. Мать его долгое время дни и ночи со слезами молилась о нем, держала строгий пост, читала акафисты, подавала на сорокоусты в храмах и монастырях – и вымолила сына. Неожиданно для всех знакомых он совершенно перестал выпивать, занялся каким-то бизнесом. Дело у него пошло так, что вскоре он стал миллионером и одним из богатейших людей в городе, затем женился, построил большой загородный дом, имел роскошную квартиру и все доступные блага жизни. Но вот однажды жена сказала ему, что приглашает его в такое место, где он никогда не был и где можно хорошо развлечься. Привезла она его … в казино, поиграли они в рулетку, – и благополучная жизнь закончилась. Довольно скоро он проиграл все свое состояние, продал недвижимость, принадлежащий ему завод. Когда денег не стало, жена ушла от него, и в конце-концов он снова запил и оказался бомжем. Вот пример того, что делает бес с человеком, который сам не борется со своим грехом: выйдя на время из него, бес позвал других, еще более злых духов, а затем и сам вернулся в прежнее свое «жилище».

Грех сидит внутри нас самих, поэтому, удаляя внешний раздражитель, мы лишь отчасти помогаем себе, помогаем внутренне собраться и воздерживаться от гнетущей нас страсти. Блудник остается блудником, будь у него одна женщина или двадцать. То же самое и с алкоголиком или наркоманом. А результат один: духовная смерть, за которой неизбежно следует и физическая.

Мы должны научиться отделять человека от мучающего его греха. Когда человек воздерживается от винопития или наркотиков, его уже нельзя называть алкоголиком или наркоманом. Мы сердимся, раздражаемся, злимся на человека, гнушаемся грешника. Но Сам Господь никого не гнушается, Он говорит: «Наша брань не против крови и плоти, но против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12).

Злые духи насилуют человека, а мы часто вместо того, чтобы помочь несчастному, проявить любовь и участие в его жизни, начинаем ненавидеть человека, созданного по образу и подобию Божию. Нужно сначала хотя бы пожалеть его. Из жалости может вырасти терпение и любовь к страждущим брату или сестре.

***
Сегодня единственная сила, которая способна помочь страждущим братьям и сестрам нашим – это Церковь и наш православный народ. Попытаемся сформулировать основные принципы того движения, которое должно возникнуть среди православных людей, которым не безразлична судьба нашей страны и нашего народа. Те, кто согласятся участвовать в движении, своим воздержанием помогут спасти от пагубной страсти и духовной смерти многих своих соотечественников.

Освободившийся от страсти (винопития, например) должен помогать другим, стать пастырем для овец заблудших. Если он этого не делает, то непременно снова свалится в яму. Господь так устроил: передай добро и благодать, дарованные тебе свыше, и тогда станешь еще богаче. А если только для себя употребишь, то никакой пользы не получишь.

ПРАВОСЛАВИЕ и ТРЕЗВЕННОСТЬ
(принципы и основания движения)

1. Грехи пьянства и наркомании создают непреодолимую преграду между человеком и Богом; не освободившись от них невозможно говорить ни о какой духовной жизни.

2. Православный курильщик, пьяница или наркоман – это абсурд.
Если считающий себя православным курит, любит выпить спиртное или принимает наркотики, пусть никому не говорит, что он православный, ибо он только позор для православия, а сам идет прямой дорогой в ад; таковые, по апостолу Павлу, Царствия Божия не наследуют, и только глубокое раскаяние может их спасти. С каждого православного на Страшном суде будет особый спрос; кому много дано – с того больше и спросится, а гнилая закваска, как известно, все тесто портит.

3. При повсеместном распространении в обществе грехов курения, пьянства и наркомании все православные приглашаются, и должны включиться в движение «Православие и трезвенность»: прекратить употреблять любые наркотики, спиртные напитки, перестать курить. Помните слова Господа: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5, 13).

4. Каждый православный монастырь и приход должен стремиться стать общиной трезвости.

5. Православному братству трезвости необходимо иметь своего духовника.

6. Каждая истинно православная семья должна стать братством трезвости, ибо православный дом – это малая церковь, и в нём нет места для винопития и курения.

7. Воздержись сам от грехов курения, винопития и наркомании– и вокруг тебя спасутся тысячи; и если мы сами себя не захотим спасти, то и Бог не сможет нам помочь.

Господи, спаси и благослови.
Пресвятая Богородице, помогай нам.
***

Мы затронули лишь одно из свидетельств катастрофы в нашей стране, в нашем обществе, а сколько таких свидетельств в других сферах!

Налицо демографическая катастрофа,– вымирание населения России идет со скоростью около одного процента в год. Мы вымираем не от экономических причин, а главным образом от духовных: от забвения своих духовных корней, от озлобленности, безысходности, переходящей в агрессию, от подавленности несправедливостью того, что происходит на наших глазах. Нас тянут в мир тотальной купли-продажи, а это вызывает в душе у русского человека отторжение.

Ежегодно в мире совершается 55 миллионов абортов, из них – более четырех миллионов (7,3 %) приходятся на Россию: у нас прерываются 65-70 % беременностей. Если прибавить к этому 100 тысяч самоубийц при миллионе попыток к самовольному уходу из жизни, 70 тысяч умирающих от передозировки наркотиков, 40 тысяч умерших от «паленой» водки, 30 тысяч погибших на дорогах, десятки тысяч убийств на бытовой почве, в различных «разборках», в армии, то в итоге Россия теряет ежегодно убитыми больше людей, чем во время Великой Отечественной войны. Наша страна стала абсолютным лидером в мире по количеству убийств и самоубийств.

Жизнь без Бога – это саморазрушение жизни и самоубийство. Но видов саморазрушающего поведения значительно больше, чем прямых попыток самоубийства. Сюда входят алкоголизм, наркомания, страсть к азартным играм, да и вообще любая страсть, ибо это есть ничто иное, как бесоодержимость.

Известно, что в католических странах уровень самоубийств значительно ниже, чем в демократических протестантских странах. Это безусловно связано с религиозными основами жизни. Там, где позиции религии сильны, иные принципы жизни и поведения. Мы превзошли всех – и католиков, и протестантов, и любые латиноамериканские и африканские режимы, занимая с огромным отрывом первую строку по числу самоубийств. И снова назовем причину этого печального первенства: жизнь без Бога; когда Его отрицают, идет вымирание и самоуничтожение народа.

Без Бога процветают самые страшные пороки. Россия превратилась ныне в страну воров. Пожалуй, сегодня это самый массовый грех после греха убийства младенцев в материнском чреве. Воруют все: чиновники, армейские начальники, на воровстве и обмане строится бизнес. Девиз прост: бери, пока есть возможность.
Писатели и издатели воруют друг у друга тексты. Напечатать книгу или статью без разрешения автора –тоже воровство. Но сейчас даже православные издатели считают это нормальным явлением, т. е. «воровство во славу Божию», не понимая невозможности и дикости подобного словосочетания.

Добавим к этому 4 миллиона беспризорных детей, свыше миллиона ВИЧ инфицированных людей, миллионы наркоманов и количественно пока самый обширный слой алкогользависимых, то ситуация кажется удручающей и безнадежной. Мы являемся свидетелями уничтожения великой русской культуры и причина катастрофы – не тайные заговоры и штрих-коды. Россия может погибнуть от того, что грех, преступление Божественных законов становится нормой жизни.

Но это не может продолжаться слишком долго, ибо есть предел, за которым начинается разрушение нации и государства. Остановить вакханалию может либо страх жестокого наказания, репрессии,– столь желаемая многими «сильная рука», либо нравственный религиозный жизненный принцип – иного не дано!
И Господь не оставляет наш народ, дарует множество духовных знаков: возвращение и обретение мощей многих святых, возвращение в лоно Церкви чудотворных икон Божией Матери и других великих святынь. И Он обязательно пошлет вразумление нашему народу. Мы сами навлекаем на себя грозные испытания,– они необходимы для того, чтобы люди опомнились, пришли в себя. Вспомним, как собрался наш народ после гибели «Курска», как встрепенулись люди во время эпопеи с «Норд-Остом», при событиях в Беслане. Закончились эти испытания – и снова каждый занимается просто выживанием.

Но Россия не может существовать, имея целью одно выживание. И самое печальное в наши дни – духовное состояние людей, нежелание обратиться к Богу – единственному Подателю жизни и всех благ ее.
Ничему нас не научил и октябрь 1917 года: пришли бесоодержимые вожди-богоборцы, которые пообещали народу построить царство справедливости без Бога. К чему это привело, видят все: была разрушена великая держава, погибли миллионы лучших людей, нарушена духовная жизнь страны. Но вот приходят новые люди, которые обещают счастливую демократическую жизнь с «рыночной» экономикой – и снова без Бога!

Но без Бога ничего не получится: ни создать, ни восстановить, ни построить. Об этом сказал тысячи лет назад по вдохновению Божию пророк Давид: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строющие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Псал. 126, 1). По-человечески ситуация в нашей Отчизне видится катастрофической. Но Господь может повернуть всю нашу жизнь по Своему плану, разрушив планы того, кто принесет с собой гибель и ужас. На этом основано наше упование, наша надежда, наша вера в милосердие Божие и любовь к нам Его Пречистой Матери.

Слава Богу за всё!

© 2008 «ОБЩЕСТВО ПРАВОСЛАВНЫХ ВРАЧЕЙ РОССИИ»
Разработка Океанит