По оптимистичным прогнозам чиновников, в 2015 году удастся стабилизировать численность населения России на уровне 142 млн человек, повысить среднюю продолжительность жизни до 70 лет и увеличить рождаемость на 30% http://www.rbcdaily.ru/2011/02/17/focus/562949979727650 На улучшение демографической ситуации власти потратят 1,6 трлн рублей Анастасия Литвинова
По оптимистичным прогнозам чиновников, в 2015 году удастся стабилизировать численность населения России на уровне 142 млн человек, увеличить среднюю продолжительность жизни до 70 лет и увеличить рождаемость на 30%. Эксперты парируют, что таких результатов добиться почти невозможно: подъем возможен, но все равно происходить он будет на дне демографической ямы.
Демографические трудности стали назревать в России со времен распада СССР. В 2007 году, когда проблема стала приобретать устрашающие масштабы, власти решили разработать Концепцию демографической политики до 2025 года. В прошлом году реализация первого этапа концепции (рассчитанного на 2008—2010 годы) была завершена.
На заседании президиума правительства рассмотрен план мероприятий на 2011—2015 годы. Государство решило направить на решение демографической проблемы более 1,6 трлн руб. В рамках бюджета на 2011-й и плановый период 2012—2013 годов на эти цели запланированы ассигнования в размере 876 млрд руб. «Реализация мероприятий программы позволит к 2015 году стабилизировать численность населения на уровне 142 млн», — сообщил вчера источник в правительстве.
Планы у властей более чем оптимистичные. По словам источника в правительстве, ожидаемая продолжительность жизни в 2015 году должна составить 70 лет, а показатели рождаемости вырасти на 30% по сравнению с 2006 годом. Между тем чиновники понимают, что с 2013 года придется бороться с трудностями, связанными со снижением численности женщин в репродуктивном возрасте.
Эксперты-демографы настроены более сдержанно. «Меня всегда бодрые цифры пугают. Хотя бы потому, что озвученные суммы, учитывая специфику экономики и наших общественных отношений, — очень благоприятное поле для ухода денег в песок», — говорит директор Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ Сергей Смирнов.
По его словам, по сравнению с 1990-ми рождаемость в стране действительно повысилась. Однако в силу естественных демографических волн через пять-шесть лет наступит очередной спад. «Выровнять демографическую ситуацию можно только двумя способами: либо увеличить число детей в семье, либо воспользоваться инструментами миграции», — считает он.
Но и тут есть свои подводные камни: демографический рост не должен стимулироваться только ради роста. «Важен вопрос его качества. Иначе все больше и больше детей будет рождаться в неблагополучных семьях ради материнского капитала», — поясняет г-н Смирнов.
«С определенностью можно сказать, что возможно стабилизировать численность населения, но только за счет мигрантов. За счет естественного прироста достичь этого невозможно. По нашим представлениям, естественная убыль населения вскоре начнет увеличиваться», — уверен директор Института демографии НИУ ВШЭ Анатолий Вишневский. Однако при том отношении к мигрантам, которое бытует в стране, полностью компенсировать демографические потери вряд ли удастся, добавляет он.
Резкий миграционный прирост не решение демографических проблем, соглашается Сергей Смирнов. «Есть мрачные прогнозы о резком изменении структуры населения к 2050 году по сравнению с текущим периодом в пользу вымывания коренного населения России», — говорит он.
Эксперты согласны, что огромные суммы, выделяемые на решение демографических проблем, должны быть освоены не только для улучшения системы здравоохранения и образования, но и направлены на пропаганду здорового образа жизни, борьбу с пьянством и множество других косвенных факторов. «Демографическая проблема — то, чем в первую очередь надо заниматься российскому правительству помимо развития предпринимательства и способов внедрения инноваций в производство», — отмечает председатель комитета по социальным вопросам «ОПОРА России» Александр Грот. Иначе демографический рост в России и дальше будет похож на статистическую погрешность. «Даже если мы приподнялись, мы приподнялись на дне ямы», — грустно резюмирует г-н Вишневский.
|