Повреждения кожи могут приводить к развитию злокачественных новообразований

Обычная царапина может привести к раку

Оказывается, самая безобидная на первый взгляд рана может привести к развитию рака кожи у людей, организм которых предрасположен к образованию злокачественных новообразований.

Дело в том, что при повреждении кожи происходит "перемещение" видоизмененных стволовых клеток к травмированному месту, что способствует развитию опухоли, пишет Газета GZT.ru.

Стоит отметить, различные травмы и развитие онкологических заболеваний связывали и ранее. Вот только до последнего момента, пишет Янтарный Край, специалистам не удавалось определить, что именно лежит в основе развития раковой опухоли при механических повреждениях кожи.

Как пишет HOT-INFO.ru, исследование американских биохимиков из Калифорнийского университета показало, что довольно значимую роль в развитии рака из-за повреждений кожи играют мутантные стволовые клетки.

Впрочем, пока далеко не все ученые соглашаются с данной теорией. Так, пример, некоторые из них уверены, что в большинстве случаев базально-клеточно карцинома не возникает на месте ранений или травм. Потому данное открытие имеет ограниченное значение. В тоже время, специалисты единогласно признают, что проведенное исследование демонстрирует довольно "любопытный" механизм.

Ранее сообщалось, что британские специалисты из университета Ноттингема разработали новейшую технологию лечения онкологических заболеваний, напоминает Лига Новости. При ее использовании происходит торможение активности и роста раковых клеток, опухоль как бы "усыпляется". Разработанный британцами метод основывается на перезапуске природных генов, призванных останавливать рост опухоли.

Царапина может вызвать рак
Повреждения кожи приводят к возникновению рака, притягивая мутантные клетки
Юлия Синяева

Раны могут приводить к развитию злокачественных новообразований кожи у людей, предрасположенных к раку. Дело в том, что различные повреждения кожи могут являться причиной миграции мутантных стволовых клеток к месту ранения, что в итоге и вызывает развитие опухоли.

Различные травмы и развитие раковых заболеваний связывали и ранее. Так, к примеру, известны случаи, когда боевые раны приводили к возникновению так называемой язвы Марджолина. Жители Гималаев страдают раком «кангри», возникающим вследствие многократных ожогов от горшков с горячими углями (кангри), которые подвязывают к животу для согревания тела. Однако до последнего момента никому еще не удавалось показать, какие именно механизмы лежат в основе развития опухоли при механическом повреждении кожи.

«Кнопка пуска» на коже

Исследование, проведенное биохимиками Калифорнийского университета в Сан-Франциско Сани Вонгом (Sunny Wong) и Джереми Рейтером (Jeremy Reiter), показало, что немалую роль в возникновении рака вследствие различных повреждений кожи играют видоизмененные (мутантные) стволовые клетки. Работа исследователей была опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ученые изучали механизмы базально-клеточного рака (базальной карциномы) у мышей— самого распространенного вида рака кожи. Считается, что причиной опухоли кожи являются повреждения эпидермиса, возникающие вследствие воздействия солнечных лучей. Однако было замечено, что клетки карциномы (раковые клетки кожи) имеют ряд схожих черт со стволовыми клетками, которые играют огромную роль в залечивании ран. Известно также, что раковые клетки могут превращаться в другие типы клеток. Совокупность этих факторов натолкнула исследователей на мысль о том, что стволовые клетки могут быть напрямую связаны с формированием раковых новообразований.

Чтобы проверить свою гипотезу, исследователи активировали видоизмененный онкоген — ген, который при возникновении мутации может привести к развитию рака, — под названием Smoothened (SMO) в стволовых клетках кожи вблизи волосяных фолликулов у мышей. Однако это не привело к увеличению раковых новообразований. Ученые приступили ко второму этапу, в течение которого после активации онкогена удаляли небольшой участок кожи на спине мыши. В итоге в месте «ранения» возникала опухоль, похожая на базальную карциному.

Миграция с последствиями

Исследователи пришли к выводу, что стволовые клетки, содержащие видоизмененный онкоген SMO (то есть онкоген с мутацией), оставались возле волосяных фолликулов в нижних слоях эпидермиса до тех пор, пока мышам не наносилось ранение. При ранении же эти стволовые клетки мигрировали к верхним слоям кожи, чтобы устранить повреждение, однако в итоге нарушали сигнальный путь, который связан с развитием базальной карциномы, и становились, таким образом, очагом возникновения опухоли.

Более того, оказалось, что подобные видоизмененные стволовые клетки, то есть содержащие активированный онкоген, могли приводить к возникновению опухоли даже при самом незначительном порезе. Работа ученых показывает, что пусковым механизмом к развитию базальной карциномы является именно повреждение кожи. Так как до возникновения ранения стволовые клетки, содержащие мутации ДНК, оставались «безобидными» на протяжении долгого времени.

«Это исследование говорит о том, что, если у человека есть склонность к возникновению рака, то ранения могут увеличить шанс развития опухолевого заболевания», — говорит Энтони Оро (Anthony Oro) из Медицинской школы при Стэнфордском университете.

«Любопытный» механизм

Данная работа предполагает, что мутации, возникающие в ДНК стволовых клеток, в том числе и в онкогенах, могут оставаться нейтральными на протяжении долгих лет, не вызывая рак, а вот при ранениях начинали бы «проявлять себя с худшей стороны» и стимулировать развитие опухоли.

Однако находятся и те ученые, которые относятся к данному открытию довольно скептически. Они говорят, что большинство базальных карцином не возникает на месте травм и ранений, и потому данное открытие имеет ограниченное значение. «Это далеко не главный механизм, который лежит в основе формирования базальной карциномы», — рассказывает Сабина Вернер (Sabine Werner) из Швейцарского федерального технологического института в Цюрихе.

При этом Вернер признает, что исследование действительно демонстрирует довольно «любопытный» механизм. «Ведь мы не исключаем, что миграция клеток, содержащих опухолевые мутации, к местам, подверженным развитию рака, таким как раны, например, могла вызвать образование опухоли. Это довольно интересный факт», — цитирует слова Вернер Nature News.