29 марта

16 марта

Исследователи разработали особые наночастицы, с помощью которых в организм человека возможно будет «доставлять» вакцины против множества заболеваний

Наночастицы опередят ВИЧ
Ученые нашли новый способ вакцинации против ВИЧ
Юлия Синяева
На иллюстрации: Т-лимфоциты (зеленые) окружены многочисленными наночастицами (красные)

Американские исследователи разработали особые наночастицы, с помощью которых в организм человека возможно будет «доставлять» вакцины против множества заболеваний, в том числе СПИДа и малярии.

Идея о «модном» способе «вакцинации» принадлежит исследователям из Массачусетского технологического института, их работа была опубликована на днях в журнале Nature Materials. Частицы, разработанные учеными, представляют собой концентрические сферы, которые несут на своей поверхности белки, вырабатываемые обычно вирусами и вызывающие мощный иммунный ответ. По словам руководителя исследования Даррели Ирвина (Darrell Irvine), новая вакцина гораздо безопаснее обычных, большая часть которых создана на основе живых вирусов.

При создании вакцины для исследователей главное — заставить работать двух основных «игроков» иммунного ответа: Т-лимфоциты, которые атакуют пораженные клетки, и В-лимфоциты, синтезирующие антитела, реагирующие на антигены — вещества (белки или полисахариды), выделяемые бактериальными клетками, вирусами, микроорганизмами. При этом для заболеваний, при которых возбудитель остается внутри клетки, например как при ВИЧ, необходим мощный ответ именно от Т-лимфоцитов. И лучший способ вызвать такую Т-реакцию — это использовать искалеченный видоизмененный и недееспособный вирус, однако для вируса ВИЧ это сделать невозможно.

Чтобы обойти опасность использования живых вирусов, ученые ломают голову над тем, как создать синтетическую вакцину против вируса ВИЧа и других вирусных заболеваний (например, гепатита В). Однако все созданные до последнего времени препараты не стимулировали должным образом работу Т-лимфоцитов. Ученые попытались использовать липосомы, в которые помещали нужные антигены (вакцину), но липосомы не обладают стабильностью при попадании в кровь.

Научная группа под руководством Даррели Ирвина решила модифицировать липосомы и «упаковывать» вакцину не в капли, а в концентрические сферы липосом. Как только такие липосомы сливаются друг с другом, их стенки «сшиваются», и общая структура становится более прочной и не разваливается при попадании в кровяное русло, однако при поглощении клетками такие наночастицы способны быстро растворяться и выпускать вакцину, провоцируя синтез Т-лимфоцитов.

В тестах на мышах Ирвин и его команда показали, что их наночастицы действительно способны «творить чудеса». Так, исследователи использовали частицы для доставки в организм животных яичного альбумина — белка, который часто используется в иммунологической практике, так как проследить за иммунной реакцией на этот белок довольно просто. В результате эксперимента было показано, что даже малые дозы вакцины вызывают сильный Т-клеточный ответ: около 30% Т-лимфоцитов мышей становились специфическими, то есть реагировали конкретно на белок альбумина. По словам Ирвина, это одна из сильных Т-клеточных реакций, которую может вызвать белок вакцины.

В ближайшее время ученые намерены разработать на основе наночастиц вакцину против малярии и опробовать ее на мышах. Также параллельно исследователи трудятся над вакцинами против ВИЧ и ряда раковых заболеваний.