СУББОТА

Либеральные взгляды обусловлены генами и окружением

Либеральные взгляды обусловлены генами и наличием друзей
Алексей Тимошенко

Либеральные политические взгляды чаще встречаются у людей с определенным геном. К такому выводу пришли американские ученые.

В статье исследователей из Гарвардского университета и Университета Калифорнии в Сан-Диего, которую опубликовал журнал Journal of Politics, речь идет об определенном варианте гена DRD4. Этот ген уже не раз привлекал внимание биологов и врачей, выявивших его влияние на самые разные явления: от развития алкоголизма до раннего начала половой жизни. Известно было также, что у людей с высоким социальным статусом больше кодируемых этим геном рецепторов.

Друзья и гены

Ген DRD4 есть у всех, вне зависимости от политической ориентации. Отличаются лишь варианты этого гена. Как показало исследование, у тех, кто сам характеризовал свои взгляды как либеральные, чаще находили вариант с кодовым обозначением R7. Кроме того, анализ данных, собранных в рамках национального опроса, призванного выяснить состояние здоровья подростков, показал, что связь между геном и политическими пристрастиями отчетливее у тех, кто имеет больше друзей.

Как наличие гена DRD4 в определенном варианте может влиять на политические предпочтения и причем тут количество друзей? По словам исследователей, ряд предыдущих экспериментов на животных показал, что вариант R7-гена повышает стремление к получению нового опыта.

Так как стремление к новым ощущениям обусловлено не только генами, но и жизненными условиями, эффект R7 тоже зависит от окружения. Люди, которые по каким-то причинам сформировали широкий круг общения, чаще будут сталкиваться с разными точками зрения, и тут-то проявит себя генетическая склонность к новизне.

Обладатели «либерального» варианта скорее окажутся восприимчивы к новым идеям, чем те, кому достался нерасполагающий к поиску новизны вариант гена. Если же круг общения невелик или однороден (скажем, человек с рождения живет в замкнутой религиозной общине или просто удаленном поселении), сам по себе DRD4 — R7 не превратит ребенка консерваторов в вольнодумца — роль генов велика, но далеко не абсолютна.

От генов к поведению

С точки зрения молекулярных биологов, генов, которые обеспечивают исключительно предрасположенность к поддержке той или иной политической партии, не существует. Нет и генов, которые бы кодировали, к примеру, наличие хобота у слона или хвоста у мыши: каждый ген всего лишь хранит информацию о том, как надлежит синтезировать определенные молекулы. Нередко один ген может проявлять себя в разных ситуациях абсолютно разным образом. Почему?

На матрице любого гена синтезируется молекула РНК, а уже она далее либо используется для производства какого-то белка (и тогда говорят, что ген кодирует белок), либо сама по себе используется клеткой для различных целей — например, для прекращения или запуска синтеза молекул РНК и белка, которые кодируются уже другими генами.

Мост от генов к поведению, болезням или внешнему виду построен из молекул РНК и белка, которые в подавляющем большинстве случаев работают вместе по довольно сложной схеме.

Например, избыточная концентрация холестерина может быть вызвана дефектом в гене, который кодирует белок, ответственный за прием холестерина клетками, а может оказаться следствием неправильной работы перерабатывающих холестерин ферментов. На роль «генов инфаркта» подойдут десятки, если не сотни вариантов связанных с метаболизмом холестерина генов.

Точно так же и ген DRD4 — далеко не единственная возможная генетическая причина формирования определенного типа мышления. Скорее его можно рассматривать как достаточно универсальный фактор, влияющий на много разных процессов. Ген кодирует рецептор, позволяющий нейронам реагировать на дофамин — ключевое для передачи нервных импульсов вещество, и разные варианты этого рецептора по-разному влияют на возбудимость целых сетей нервных клеток.