На иллюстрации: Трехмерная структура лизоцима

Китайские генетики очеловечили коровье молоко

Китайские ученые вывели трансгенных коров, молоко которых содержит человеческий рекомбинантный лизоцим. Этот белок, в большом количестве содержащийся в грудном молоке, защищает грудных детей от бактериальных инфекций. Его концентрация в обычном коровьем молоке ничтожно мала.

Исследователям из пекинского Сельскохозяйственного университета удалось вырастить 17 генномодифицированных животных, литр молока которых содержал до 26 миллиграммов лизоцима. Концентрация лизоцима в человеческом молоке составляет около 400, в молоке коров – от 0,5 до 0,22 миллиграммов на литр.

Исследования подтвердили, что вырабатываемый трансгенными животными белок аналогичен по своим биохимическим и антибактериальным свойствам белку человека. По содержанию питательных веществ молоко трансгенных коров не отличалось от обычного коровьего молока.

По мнению китайских ученых, в будущем очеловеченное коровье молоко может быть использовано в производстве детских молочных смесей. Кроме того, оно может стать источником дешевого лизоцима для фармацевтической промышленности.

В статье исследователей, опубликованной в журнале PLoS One, упоминаются другие успешные опыты по модификации молока домашних животных, в частности, выведение трансгенных коров и коз, в молоке которых содержатся рекомбинантные лактоферрин и альфа-лактальбумин.

Коровы начали давать человеческое молоко
Ирина ЗУБОВА

Селекционеры задумали поразить мир очередным творением. На этот раз они решили научить коров давать человеческое молоко. В результате эксперимента 300 буренок были подвергнуты генетической модификации и скрещены с человеком. Ученые уверены, что новый продукт станет хорошей альтернативой сухим детским смесям.

Человеческое молоко отличается от коровьего по целому ряду параметров. Оно содержит большее количество питательных веществ, жиров и углеводов, полезных для роста ребенка и его иммунной системы. Один из авторов эксперимента - профессор Нинг Ли из Китайского аграрного университета - уверяет, что молоко от генетически модифицированных коров обладает всеми этими качествами, к тому же его в скором времени можно будет купить в обычном супермаркете.

Статья профессора Ли и его коллег, посвященная исследованию, вышла совсем недавно журнале Public Library of Science One. В публикации ученые подробно рассказали, как им при использовании технологий клонирования удалось ввести гены человека в ДНК коров голштинской породы.

В результате этой операции жирность коровьего молока была увеличена на одну пятую. Также ученым удалось заставить животных выделять белок лактоферрин, который стимулирует иммунную систему человека. Единственные проблемы, с которыми столкнулись специалисты, - это потомство генно-модифицированных коров. Из 42 телят выжили только 26, отмечается в статье.

Пока специалисты спорят о пользе или вреде нового продукта, ученые готовы назначить дополнительные исследования. Стоит отметить, что в Азии к подобным изобретениям относятся намного проще, чем в Европе. Измененное молоко поможет не только младенцам, но и взрослым людям, говорят специалисты. В Азии девять из десяти человек страдают от непереносимости лактозы, которая является частью коровьего молока.