Поиск
Сегодня
ЧЕТВЕРГ
5 декабря
по новому стилю
/
 
22 ноября
по старому стилю
Православный календарь
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

На главнуюКарта сайтаКонтакты
Новости
Закон "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", подготовленный Минздравсоцразвития, изменит всю законодательную базу здравоохранения в РФ. Минздравсоцразвития составило список редких заболеваний и подсчитало стоимость их лечения


http://www.medpulse.ru/health/prophylaxis/prof/10402.html
Медицина будущего: здоровьем тут не пахнет

Закон "Об основах охраны здоровья граждан в РФ ", подготовленный Минздравсоцразвития, изменит всю законодательную базу здравоохранения в РФ. Заинтересованные ведомства нашли в документе много темных пятен и неясностей, а медицинская общественность уверена, что принятие этого закона ликвидирует бесплатную медицину и вызовет рост смертности.

Подготовка законопроекта шла непросто.

Текст, направленный в Государственную Думу в конце апреля, представляет собой четвертую по счету редакцию документа. В Минздраве неоднократно заявляли о том, что законопроект получил полное одобрение и поддержку экспертного сообщества. Тем не менее, фактически по личному указанию премьера Путина, утверждение нового закона Думой решили обсудить еще раз.

Профилактика и медуслуги без здоровья

В серии интервью и пресс-конференций представители Минздрава попытались разъяснить населению суть нового закона и необходимость его скорейшего принятия. В самом деле, предыдущий основополагающий закон в российском здравоохранении был принят 18 лет назад и успел порядком устареть.

Одним из достоинств нового законопроекта, как указывают в Минздраве, является введение "понятийного аппарата" — то есть законодательное определение основных понятий в сфере здравоохранения. Однако, как указывают критики Минздрава, во внушительный список получивших такое определение терминов "медуслуга", "профилактика", "диагностика", "лечение", "пациент", "медорганизация", почему-то не попало то самое "здоровье", охране которого посвящен весь этот достаточно объемный текст.

Еще одной как бы новацией является законодательно закрепленный приоритет профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан, (статья 9). Впрочем, в чем именно заключается этот приоритет, остается непонятным. В качестве средств профилактики в законопроекте (статья 26) упоминается набор слов типа "социальные, санитарно-противоэпидемические и медико-санитарные мероприятия", и конечно же "формирование здорового образа жизни".

За лечение каждый платит сам

Среди нововведений, предусмотренных законопроектом — давно назревшая фиксация прав граждан на новые виды медицинских услуг. Статья 32 впервые вводит понятие паллиативной помощи, направленной на облегчение страданий неизлечимо больных пациентов. Статья 51 дополняет имеющееся законодательство о репродуктивных технологиях правом граждан на криоконсервацию и хранение половых клеток и эмбрионов, использование донорских половых клеток с получением всей необходимой информации о доноре.

Красиво сказано, не правда ли? Одна беда — федеральный центр не берет на себя финансовое обеспечение только что обозначенных прав. А посему предоставление всех этих шикарных инновационных медуслуг оплачивается из средств самих граждан.

Вынужденное станет обязательным

Статья 78 законопроекта посвящена оказанию платных услуг в государственных и муниципальных медицинских учреждениях. В действующих "Основах законодательства об охране здоровья граждан в РФ" платные услуги не упоминаются. Возможность их оказания в государственных больницах была предусмотрена постановлением правительства РФ от 13 февраля 1996 года. В условиях хронического недофинансирования здравоохранения в "лихие 90-е" эта мера рассматривалась как вынужденная.

Минздрав отвергает обвинения в намерении окончательно узаконить коммерциализацию здравоохранения. Напротив, как разъясняют представители ведомства, новый закон более четко закрепляет за гражданами право на полностью бесплатное медицинское обслуживание в рамках программы государственных гарантий. Согласно этим разъяснениям, взимать плату медицинские учреждения смогут лишь за предоставление условий повышенной комфортности, а также за некоторые, строго определенные и не предусмотренные государственными гарантиями вмешательства, в частности — отдельные виды пластической хирургии или эстетической стоматологии.

Стандарты порядки — минимальные и не для всех

Важнейшее положение законопроекта — введение универсальных порядков и стандартов оказания медицинской помощи. Стандарты будут обязательны к исполнению для всех медицинских учреждений, порядки — только для участвующих в программе госгарантий. Соответствующие документы по 60 основным направлениям медицинской помощи уже подготовлены экспертными группами под руководством главных специалистов министерства.

Как разъясняют в Минздраве, стандарты и порядки будут выполнять несколько функций. Во-первых, они гарантируют необходимый минимальный уровень бесплатной медицинской помощи, который должен быть одинаковым во всех регионах страны. Они также регламентируют этапность оказания медицинской помощи и необходимый уровень оснащения оказывающих ее медучреждений. Кроме того, наличие универсальных порядков и стандартов лечения позволит жестко контролировать государственные расходы на бесплатную медицину.

Ответственность вменили медработникам

Большие изменения ждут и медицинских работников. Законопроектом (статья 64) вводится новая система аккредитации специалистов — получения индивидуальных допусков к определенным видам медицинской и фармацевтической деятельности. В перспективе, согласно планам Минздрава, аккредитованные по новым правилам медработники смогут лично нести ответственность за результаты своей работы — как их коллеги в развитых странах. Сейчас же при наличии претензий пациентов к качеству медицинской помощи гражданскую ответственность перед ними несут медицинские учреждения, а не работающие там врачи.

В Минздраве подчеркивают, что ведомство хорошо представляет себе нынешнее финансовое положение медиков. Именно поэтому окончательное формирование системы аккредитации, связанное с повышением уровня требований к специалисту, а также, вероятно, с финансовой ответственностью в случае предоставления некачественных медуслуг, отложено до 2017 года. До этого времени, полагают в Минздраве, модернизация и переход на бездефицитное финансирование через систему ОМС позволят существенно увеличить размер заработных плат в здравоохранении. Приблизительно к 2015 году, по предложению замминистра Вероники Скворцовой, выпускник медвуза сможет рассчитывать на зарплату в размере не менее 20 тысяч рублей.

Перед врачами захлопнули двери

Смогут ли сами врачи каким-либо образом влиять на ход всех этих процессов? Небезоблачные и в прошлом отношения Минздрава с независимыми организациями медработников в последнее время, как известно, совсем разладились.

При работе над законопроектом были приняты меры к тому, чтобы урегулировать эту неприятную ситуацию. В соответствии с 70-й статьей документа, профобъединения получают право на участие в разработке порядков и стандартов медпомощи, аттестации специалистов и заключении тарифных соглашений в системе ОМС только при условии аккредитации федеральным органом исполнительной власти — то есть, скорее всего, самим Минздравом. Неаккредитованным же организациям остается лишь разработка норм медицинской этики.

Ведомства подправляют, медики протестуют

Медицинская общественность и заинтересованные ведомства отнеслись к грядущим новшествам ревниво — было выдвинуто множество критических замечаний к новому законопроекту. Наиболее часто повторяющаяся претензия — отсутствие в документе каких-либо указаний на приоритеты развития и пути решения основных проблем российского здравоохранения.

В частности, эксперты Минэкономразвития считают недостаточно прописанными наиболее важные с точки зрения сохранения здоровья населения направления медицинской помощи, создание механизмов ликвидации дефицита кадров в медицине, формирование системы отчетности и критериев оценки качества управления здравоохранением. Также разработчикам предлагается законодательно определить уровень госрасходов на здравоохранение в % от ВВП и уровень оплаты труда врачей в соотношении со средней зарплатой по стране или с прожиточным минимумом.

В этой связи отмечается, что разработка Концепции развития здравоохранения до 2020 года, к которой широко привлекались профессиональные и общественные организации, была фактически провалена. С конца 2008 года проект Концепции застрял на уровне обсуждения между Минздравом и другими заинтересованными ведомствами.

Помимо Минэкономразвития критические отзывы на законопроект Минздрава опубликовали организации предпринимателей "Деловая Россия" и "Опора России".

Исполком Пироговского движения врачей России распространил заявление о необходимости отзыва документа из Госдумы. Того же мнения придерживается и "Лига пациентов". Негативное заключение о законопроекте опубликовала и возглавляемая Леонидом Рошалем Национальная медицинская палата.

А вот как основные претензии к законопроекту обрисовала в беседе с "Правдой.Ру" председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству (АСМОК) Гузель Улумбекова:

В Минздравсоцразвития главным достижением законопроекта объявили "гарантию огромного объема бесплатной медпомощи". Но тогда непонятно, что же меняется: по Конституции нас и так должны лечить бесплатно…

Напомню, что программа госгарантий есть и сейчас, но с устаревшими нормативами. Сегодня в здравоохранении недостаточно средств не только на то, чтобы финансировать ее по современным стандартам, но и по существующим нормативам. Так, в регионах РФ в 2009 г. программа госгарантий была недофинансирована почти на 400 млрд. рублей.
Большинство госгарантий в законопроекте спущены на уровень регионов. На откуп им отданы и перечень заболеваний, на которые распространяются госгарантии, и перечень лекарственных препаратов, которые отпускаются бесплатно, и помощь людям, нуждающимся в длительном уходе… Это означает только одно: в одной стране в разных регионах будут разные гарантии — в зависимости от имеющихся средств, что повлечет огромное неравенство в доступности бесплатной медпомощи.
И еще очень плохо вот что. В проекте нового закона раздел по управлению качеством медпомощи просто отсутствует, вместо него — малопонятный текст по контролю над ее качеством. Нет в законопроекте и механизмов борьбы с 30%-ным дефицитом врачей.
По-моему, Минздравсоцразвития необходимо отозвать законопроект из Государственной думы и кардинально его доработать совместно с медицинской общественностью.
Если не решить проблемы, в первую очередь с финансированием, то принятие этого законопроекта очень быстро приведет к ухудшению ситуации — увеличению платности медпомощи, росту недовольства и населения, и медицинских работников. С учетом того, что население сегодня сталкивается с ростом тарифов на ЖКХ и других первоочередных статей семейного бюджета, оно не сможет увеличивать расходы на платную медицину. Следовательно, будет отказываться от получения медпомощи, а значит, будут расти заболеваемость и смертность. А наши врачи и медсестры будут продолжать работать за гроши.

Александр Орлов


http://www.gzt.ru/topnews/politics/-zakonoproekt-ob-ohrane-zdorovjya-delaet-udobnoi-/361677.html?from=1columnupfromindex
Законопроект об охране здоровья «делает удобной работу исполнительной власти»
Депутаты Госдумы обсудили с врачами проект закона «Об основах охраны здоровья»
Михаил Виноградов

В четверг в Госдуме состоялись парламентские слушания по проекту закона «Об основах охраны здоровья», который должен полностью перевернуть систему здравоохранения в России, установить новые принципы охраны здоровья, взаимоотношений врачей и пациентов, сделать медработников более защищенными социально. Глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова и представители Госдумы — вице-спикер Надежда Герасимова и глава комитета по охране здоровья Ольга Борзова пообещали: законопроект будет обсуждаться в обществе и врачебном сообществе не менее широко, чем недавний закон «О полиции», так как касается всех.

Напомним, законопроект был внесен правительством в Госдуму менее месяца назад — 21 апреля 2011 года (тогда GZT.RU подробно писала о его положениях). Рассмотрение документа Госдумой предполагается в начале июня. Однако, его активное обсуждение уже началось: еще вчера прошли слушания в Общественной палате, где «солировал» Леонид Рошаль.

При обсуждении документа на парламентских слушаниях, участники, как депутаты, так и представители врачебного сообщества, отметил важный недостаток законопроекта: отсутствие механизма финансирования медучреждений при передаче их с муниципального уровня на региональный. Напомним, закон возлагает именно на региональные власти основной объем полномочий по организации оказания медпомощи, хотя те могут делегировать их органам МСУ.

Как заявил на слушаниях первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Валерий Рязанский, «если раньше, в ходе посещений больниц, медицинские работники нам заявляли, что для решения насущных проблем им, прежде всего, необходимы деньги, то теперь, когда основные финансовые проблемы медучреждений решены, мы становимся рядовыми слушателями в этой аудитории. Мы проходим в зал и слушаем главврачей или районных чиновников в сфере медицины, каким будет теперь медицинское обслуживание людей на местах: что изменится в „стационаре“, предусматриваются ли капитальные ремонты медучреждений, будут ли там теплые туалеты, будет ли там горячая вода и т.д».

Большинство региональных врачей и чиновников, приехавших на слушания, все же в первую очередь, отмечали положительные стороны законопроекта. Так, дама из Рязанской области в лиловых очках и с бантом на шее отметила, что, если раньше врачи оказывали услуги по профилактике заболеваний без урегулирования законом этого вопроса, то теперь в проекте профилактика закреплена госгарантиями. «Государство будет оплачивать врачу профилактическую деятельность и будет иметь право с него за это спросить», с восторгом заявляла она. В то же время, врач обратила внимание, что профилактика социальных заболеваний (алкоголизма, наркомании, туберкулеза, ВИЧ) только силами врачей невозможна и надо наделить органы МСУ этими полномочиями.

Анна Малышкина, акушер-гинеколог из Иваново, отметила, что законопроект наконец-то «полностью декоммерциализирует вопросы планирования семьи и преодоления бесплодия, устанавливает права на вспомогательные репродуктивные технологии, в том числе, для одиноких женщин». Однако, она отметила полную неясность в законопроекте с источниками финансирования.

Представляла законопроект на слушаниях «тяжелая артиллерия» правительства — вице-премьер Александр Жуков, министр Татьяна Голикова. Жуков в своем коротком выступлении указал, что правительство готово к конструктивному сотрудничеству по совершенствованию законопроекта с депутатами и врачебным сообществом. Тогда, мол, законопроект станет «по-настоящему прорывным».

Однако, далеко не все были настроены столь благодушно. Так, профессор Андрей Акопян заявил, что документ принимать нельзя. По его данным, врачебное сообщество болезненно отнеслось к тому, что законопроект оказался не рамочным, а прямого действия, который «покрывает ситуативные интересы». «Мы расцениваем законопроект как норму, которая легализует и делает удобной работу исключительно исполнительной власти, — заявил врач. — Проект не выводит здравоохранение в гражданский оборот, оставляя его в ведомстве, и, по сути, не делает врача субъектом правоотношений, а пациента — выгодоприобретателем. Мы считаем целесообразным отозвать законопроект».

По мнению некоторых других выступавших, в документе совершенно не прописаны равная доступность медпомощи, нет финансирования лекарственного обеспечения населения в амбулаторном сегменте, нет возможности для необходимого увеличения зарплаты медработникам. И даже статья о платных услугах не доработана — мол, она понятна (в существующем виде) только организаторам здравоохранения, а не медработникам.

Директор Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Владимир Стародубов завил, что к законопроекту есть немало претензий, но его надо принимать, иначе смысл принятия закона «Об обязательном медицинском страховании» и пресловутого ФЗ-№ 83, разделяющего госучреждения на бюджетные и казенные, полностью теряется.

Отдельно поднималась тема орфанных (редких генетических) заболеваний. Президент Всероссийского общества гемофилии Юрий Жулев отметил, что обеспечение лекарствами больных такими заболеваниями нужно переложить не на плечи субъектов, а прописать механизм софинансирования из федерального бюджета по аналогии с ФЦП обеспечения дорогостоящими лекарствами льготников. Как ответила ему министр Голикова, орфанных заболеваний — 86 видов, из них в мире 27 имеют лекарственное обеспечение, остальные попросту «пока не лечатся». «Из этих 27 в России часть даже не зарегистрирована, больных имеется 4 или 10 человек! — говорила министр. — Разве фармкампании будут учитывать интересы 4 пациентов при покупке лекарств за рубежом?»

Вице-спикер Надежда Герасимова и глава думского комитета по охране здоровья Ольга Борзова всячески подвигали участников слушаний на сотрудничество с законодателями. Герасимова призывала «всесторонне обсуждать» и давать свои предложения. Кстати, некоторые врачи уже сразу после слушаний передали свои соображения министру и вице-спикеру. Борзова пообещала обязательную коренную доработку проекта между первым и вторым чтениями. По ее словам, уже сейчас есть мнение добавить в основополагающие принципы «социальную защищенность гражданина в случае утраты здоровья», а также ответственность государства за охрану здоровья граждан и социальные гарантии медработникам.

Подытоживала слушания министр Татьяна Голикова, которая признала, что у этого законопроекта «объективно непростая судьба». Она перечислила основные проблемы, в которые загнало здравоохранение отсутствие базового современного закона. «До сих пор неясно, кто в стране отвечает, например, за обеспечение антитуберкулезными препаратами, — говорила Голикова. — В центре нового закона должен стоять пациент, нам об этом надо говорить».

Она много говорила о страховании: основой функционирования нового здравоохранения в стране, как полагают в Минздраве, должно стать именно страхование — от ОМС (уже действующего давно) до лекарственного (которое планируется). Именно оно позволит закачивать деньги в систему, выровнять дифференциацию по регионам и отраслям. «Да, врач будет ответственным, например, за врачебную ошибку, но ему надо создать все условия», — говорила она. Министр призывала врачебное сообщество и депутатов искать консенсусные решения.

Как пояснила министр Голикова GZT.RU, законопроект нацелен вовсе не на то, чтобы сделать платными все услуги населению. «Он нацелен на то, что все, что предусмотрено в программе госгарантий предоставления гражданам бесплатной медпомощи, должно оплачиваться государством и быть бесплатным, за счет ОМС. Но есть и другие виды помощи: высокотехнологичная, отдельные виды дорогих заоблеваний, которые будут по-прежнему напрямую обеспечиваться из федерального и региональных бюджетов».


http://medportal.ru/mednovosti/news/2011/05/19/howmuch/
Минздрав подсчитал стоимость лечения редких болезней

Минздравсоцразвития РФ составило список редких (орфанных) заболеваний, в соответствии с которым подсчитало число пациентов с этими заболеваниями и сумму, необходимую для их лекарственного обеспечения. Об этом рассказала на обсуждении законопроекта "Об основах охраны здоровья граждан РФ" с пациентскими организациями министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова, сообщается в пресс-релизе министерства.{#vrez.51013}

В новом законе впервые в российской практике дано определение орфанных заболеваний: к ним отнесены те болезни, которыми болеет не более одного человека на 10 тысяч жителей. Исходя из этого, в список редких вошли 86 нозологий, причем лишь для 27 из них разработана лекарственная терапия. По имеющимся данным, этими болезнями страдают 12 785 россиян, и на их лекарственное обеспечение ежегодно требуется 4,6 миллиарда рублей (около тысячи рублей на пациента в день).

Как подчеркнула Голикова, в список редких заболеваний вошли все 86 диагнозов, независимо от существования лекарственного лечения. Это сделано для того, чтобы при появлении новых лекарств не пришлось пересматривать список.

По словам министра, лечение этих болезней будет проводиться в соответствии с новыми стандартами оказания медпомощи. К настоящему времени их разработано более тысячи, но работа над ними пока не завершена. При создании стандартов лекарственной терапии в первую очередь "рассматриваются вопросы качества и безопасности препаратов, вне зависимости от производителя лекарства, который может быть как отечественным, так и зарубежным".

Финансировать закупку лекарств по программе "Семь нозологий" будет федеральный центр. Сам процесс закупки будут осуществлять регионы.

Представители пациентских организаций в целом поддержали законопроект, однако предложили разрешить финансировать за счет добровольных пожертвований не только закупку лекарств, но и приобретение медицинского оборудования, внедрение новых технологий и т.п.

Кроме того, общественные организации выступили с инициативой создания при Минздраве экспертного совета пациентов, поскольку "никто лучше самого пациента не оценит качество оказанных ему услуг и организацию медицинской помощи". Голикова заявила, что не возражает и готова силами министерства "провести все организационные работы по созданию такого совета".

Говоря о работе над новым законом, министр отметила: "Важно учитывать, что мы разрабатываем именно «основы охраны здоровья граждан», а это означает, что работа будет продолжаться, Министерством готовится еще ряд законодательных актов. Их тоже предстоит обсуждать".

© 2008 «ОБЩЕСТВО ПРАВОСЛАВНЫХ ВРАЧЕЙ РОССИИ»
Разработка Океанит