ВТОРНИК

Бактерии, обитающие в кишечнике, могут влиять на химические процессы в головном мозге

Бактерии в кишечнике влияют на поведение
Кишечные бактерии могут влиять на мозг
Юлия Синяева

Впервые исследователи доказали, что бактерии, обитающие в кишечнике, могут влиять на химические процессы, происходящие в головном мозге, и даже изменять поведение человека.

Исследование, проведенное учеными из Университета Макмастера и опубликованное в журнале Gastroenterology, указывает на то, что многие заболевания кишечника действительно могут влиять на процессы, происходящие в коре головного мозга, и определять поведение человека.

Ранее было известно, что такие заболевания, как, к примеру, синдром раздраженной толстой кишки часто приводили к возникновению у пациентов различных психических расстройств: излишнему беспокойству, затяжной депрессии. Кроме того, некоторыми учеными выдвигалась гипотеза о том, что аутизм может быть связан с бактериальным дисбалансом в кишечнике.

В экспериментах на мышах ученые показали, что разрушение нормального бактериального баланса в кишечнике путем использования антибиотиков вызывало резкие изменения в поведении грызунов. Так, к примеру, животные становились менее осторожными и беспокойными. Также все изменения были сопряжены увеличением концентрации нейтротрофического фактора мозга (BDNF) в коре больших полушарий.

Интересно, что когда мышей переставали «травить» антибиотиком, то их поведение и возвращалось к норме, точно так же, как и химические показатели. В дальнейших экспериментах, для того чтобы доказать, что бактерии действительно могут влиять на поведение, исследователи подсаживали к мышам, в чьих кишечниках не содержатся какие-либо микроорганизмы, бактерий, взятых от грызунов с измененным поведением. В результате выяснилось, что мыши с подсаженными от активных грызунов бактериями становились более возбужденными и смелыми. И, напротив, животные, которым подсаживали бактерий от более апатичных мышей, становились гораздо менее активными и ленивыми.

Ученые предполагают, что бактериальный дисбаланс в кишечнике играет немалую роль в формировании человеческой психики и поведения. По мнению авторов работы, их результаты являются основой для дальнейших исследований влияния бактериальной среды кишечника на процессы, происходящие в головном мозге.