ВТОРНИК

Всемирная организация здравоохранения признала излучение мобильных телефонов одной из потенциальных причин развития рака

ВОЗ признала мобильники потенциально канцерогенными

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) признала излучение мобильных телефонов одной из потенциальных причин развития рака. Как сообщает Medical News Today, безопасность устройств оценили специалисты Международного агентства по изучению рака (International Agency for Research on Cancer, IARC). Отчет об их работе будет опубликован в журнале The Lancet Oncology 1 июля 2011 года.

В состав рабочей группы IARC вошел 31 эксперт из 14 стран. Ученые попытались оценить отдаленные во времени последствия воздействия электромагнитного излучения мобильников на организм. Для этого они изучили материалы соответствующих эпидемиологических исследований, проведенных ранее.

Оценив полученные данные, специалисты IARC пришли к выводу, что использование мобильных телефонов связано с развитием злокачественных опухолей мозга - глиом, а также доброкачественных, но опасных невром слухового нерва. Ученые сослались на результаты международного проекта INTERPHONE, согласно которым повышенный риск развития глиом был выявлен у наиболее активных пользователей мобильников.

В связи с этим экспертная комиссия IARC сочла вероятным наличие причинно-следственной связи между развитием рака и воздействием излучения мобильных телефонов. Специалисты отнесли мобильники к группе "возможно канцерогенных" агентов (класс "2В" по классификации IARC). К этой группе также относятся бензин, дизельное топливо, выхлопные газы, свинец, инсектицид ДДТ, кофе и некоторые лекарства.

По данным ВОЗ, на сегодняшний день в мире насчитывается около пяти миллиардов абонентов мобильной связи.

Вред мобильных телефонов по-прежнему не доказан

Во вторник Международное агентство изучения раковых заболеваний (входит в ВОЗ) опубликовало доклад о том, что пользование мобильными телефонами может стать причиной заболевания раком мозга в будущем. Руководитель лаборатории возрастной физиологии мозга отдела исследований мозга Научного центра неврологии РАМН, доктор биологических наук, профессор ВИТАЛИЙ ФОКИН комментирует РБК daily правомочность этого заявления.

— Как именно излучение мобильного телефона может воздействовать на клетки головного мозга?

— В первую очередь отмечу, что выводы о вреде мобильных телефонов, обнародованные Международным агентством изучения раковых заболеваний, вызывают у меня сомнения. Если брать большие популяции людей, то в Израиле люди в два раза чаще говорят по мобильному телефону, чем жители США, однако статистики об увеличении числа рака мозга среди израильтян нет, эпидемиологические данные отсутствуют. Речь идет именно о количестве телефонного трафика и количестве заболевших. В принципе электромагнитное излучение может вносить изменения в генетику клетки. Однако хорошо бы знать зависимость вероятности заболевания от дозы излучения.

— На ваш взгляд, то, что эксперты ВОЗ отнесли мобильные телефоны к классу канцерогенов 2B наравне с инсектицидом ДДТ и выхлопными газами автомобилей, — это адекватная оценка влияния мобильных телефонов на здоровье?

— Эти данные заставляют людей думать, что во избежание проблем нужно говорить по телефону, скажем, через гарнитуру. Но если они говорят об опасности, то надо огласить и дозы: предположим, что пятиминутный разговор еще безопасен, а десятиминутный — уже опасен. Необходимо знать дозозависимый эффект и уровень излучения разных классов мобильных телефонов. Кстати, к нам несколько лет назад обращалась организация, которая просила оценить ее разработку — специальные вкладыши-фильтры для снижения уровня электромагнитного излучения мобильных аппаратов. Мы изучили эти фильтры и, как и ожидалось, никакого эффекта от них не обнаружили, подход был антинаучным. Зато теперь, после оглашения новых данных ВОЗ, таких приспособлений явно появится очень много. Надо понимать, что с излучением телефона — как с радиацией: есть уровень радиации, безопасный для человека, и, конечно, есть уровень излучения от мобильных телефонов, который также можно считать безопасным.

— Но ведь теперь говорят, что, если рак мозга не возник через десять лет пользования мобильным телефоном — более продолжительных исследований просто не проводилось, — он может возникнуть в будущем. Следует ли людям в связи с этим ограничивать пользование мобильником?

— Хорошо бы все-таки знать: сколько можно, а сколько нельзя. Понятно, что гипотетический 24-часовой разговор по телефону безусловно вреден. Но если вопрос ставится серьезно, то общих рассуждений недостаточно, все упирается в конкретные дозы, о которых мы так и не услышали.

Мобильники уличили в убийственном излучении
Юлия РАЗУМНАЯ

Использование мобильных телефонов может вызвать рак. К такому выводу пришли ученые Международного агентства по исследованию рака (МАИР), входящего в структуру Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Доклад экспертов был опубликован во вторник во французском Лионе Международным агентством изучения раковых заболеваний после недели слушаний на данную тему. Изучив десятки работ о связи между заболеванием раком и электромагнитным излучением, ученые пришли к выводу, что нельзя исключать того, что использование сотовых увеличивает риск возникновения злокачественной опухоли мозга, передает Русская служба BBC.

В то же время специалисты отметили, что доказательства существующей взаимосвязи пока "недостаточно определенны для серьезных выводов", поскольку ни в одном из исследований период наблюдения за пациентом не превышает десяти лет.

"Большинство исследований, проведенных на тему влияния на людей мобильных телефонов, показывают, что если связь и есть, то она очень слабая", - прокомментировал выводы МАИР Эд Йон из британской благотворительной организации Cancer Research UK, занимающейся исследованиями в области рака.

По его словам, риск возникновения рака головного мозга у тех, кто пользуется мобильными телефонами, почти такой же, как и у тех, кто ими не пользуется. При этом ученый отметил, что уровень заболеваемости этим видом рака не вырос за последние годы, несмотря на то что с 1980-х мобильная связь использовалась все чаще.

По результатам экспериментов ученые отнесли мобильные телефоны к классу 2B. В ту же группу входят пестициды группы DDT и выхлопные газы от автомобильного двигателя.

Напомним, в прошлом году эксперты говорили, что предыдущие тесты существенно занижали опасность заболевания раком у любителей сотовых. На самом деле эти риски не 10%, о которых говорилось раньше, а все 500%.

Ученый Ллойд Морган, который приводил новые данные, предупредил, что, если в ближайшее время культура эксплуатации сотовых телефонов не изменится, человечеству грозит пандемия опухоли головного мозга. Морган учел все предыдущие тесты и сделал вывод, что любители разговаривать по мобильному телефону болеют раком на 50% чаще тех, кто не злоупотребляет этим. У болтунов опухоль может поражать мозг и слюнные железы.

Кроме того, в прошлом году ученые выяснили, что в сотовых трубках водится в 18 раз больше потенциально опасных бактерий, чем на ручке унитаза. Эксперт гигиены Джим Фрэнсис из Великобритании и его коллеги проверили много телефонов. И на большинстве из них уровень бактерий просто зашкаливал. Один из сотовых и вовсе мог спровоцировать у своего хозяина расстройство желудка. Конечно, загрязненность мобильного зависит только от личной гигиены его владельцев. Специалисты уверены: каждый 30-й сотовый несет потенциальную угрозу здоровью своего хозяина.