Выявлен механизм снижения аппетита при курении

Обнаружен механизм снижения аппетита при курении

Американские ученые обнаружили механизм снижения аппетита под действием содержащегося в табаке никотина, сообщает EurekAlert!.

Исследователи из Йельского университета изучили влияние никотина на нейроны различных областей мозга, используя комбинацию фармакологических, молекулярно-генетических и электрофизиологических методик.

Как известно, фармакологическое действие никотина реализуется за счет стимуляции никотиновых рецепторов к ацетилхолину. Нейроны с этими рецепторами чрезвычайно распространены в организме – они играют ключевую роль в работе как центральной, так и периферической нервной системы.

В ходе исследования ученые выяснили, что стимуляция никотином н-холинорецепторов подтипа α3β4 в нейронах гипоталамуса приводит к активации нейронов, вырабатывающих проопиомеланокортин. Это, в свою очередь, приводит к стимуляции меланокортиновых рецепторов 4 типа, подавляющих центр голода и активирующих центр насыщения, что выражается в снижении аппетита.

Исследователи подтвердили полученные данные путем эксперимента на генноинженерных мышах, лишенных проопиомеланокортиновых нейронов. Масса тела таких мышей, в отличие от обычных, при введении никотина не снижалась.

По мнению руководителя исследования профессора Марины Пиккиотто (Marina Picciotto), результаты работы могут быть использованы для создания синтетических препаратов, подавляющих аппетит у бросающих курить и просто желающих похудеть.

Отчет об исследовании, профинансированном Национальными институтами здоровья США (NIH), опубликован в июньском выпуске журнала Science.

ВЦИОМ: Каждый третий россиянин является курильщиком

Каждый третий (34%) россиянин сегодня является курильщиком, при этом 22% выкуривают ежедневно не меньше пачки сигарет, 10% - несколько сигарет ежедневно и 2% - еженедельно или ежемесячно. Такие данные приводятся в исследовании, проведенном Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

При этом в 2009г. этот показатель был выше - 41%. Смогли побороть эту привычку 12% опрошенных. О том, что никогда не пробовали курить, сообщают 53% россиян.

Доля курильщиков среди мужчин в три раза выше, чем среди женщин. 56% мужчин являются курильщиками, причем большинство выкуривают по пачке сигарет в день или даже больше (39%). Среди женщин в этой привычке признаются 16%. В то же время мужчинам чаще, чем женщинам, удается справиться с никотиновой зависимостью: бросить курить смогли 16% мужчин и вдвое меньше (8%) женщин.

В то время как среди респондентов молодого и среднего возраста курильщиками являются не менее 42% опрошенных, среди пожилых респондентов этот показатель существенно ниже (15%). Наиболее подверженными этой привычке также оказываются россияне со средним образованием (41% против 26% среди высокообразованных) и обеспеченные респонденты (40%).

Москвичи и петербуржцы чаще других сообщают, что смогли побороть вредную привычку (20% против 8-12% в других населенных пунктах). В то же время в обоих городах наиболее низкий показатель по количеству респондентов, которые никогда не курили (42% против 53-56% в других населенных пунктах).

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 30 апреля - 1 мая 2011г. Опрошены 1,6 тыс. человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.