На крючке у шопинга http://www.medpulse.ru/health/prophylaxis/psychotherapy/6467.html
На крючке у шопинга
У каждого из нас, конечно же, найдется хоть одна лишняя вещь, которая приобретена «не по уму», а потом пылится на полке. Вроде симпатичная оригинальная безделушка - и вы уже потянулись к кассе. Одна-две вещички - не страшно, есть повод блеснуть перед гостями. Но это явление можно лишь до тех пор считать полезным и здоровым, пока оно не превращается в зависимость, подобную алкогольной или наркотической.
Километры, которые наматывают девушки в поисках шляпки нужного фасона, с успехом заменяют одно аэробное занятие. Шопинг можно смело назвать особым видом женского спорта.
Не менее важным в шопинге является общение. Не только между подругами, которые решили посвятить выходной покупкам, но и между продавцами и покупателями. Во время таких бесед и те и другие не только обмениваются новой информацией о вещах и их необходимости, но и узнают о некоторых фактах из жизни друг друга, даже получая что-то важное для себя.
Многие дамы откровенно признаются, что испытывают при покупке новой вещи столь острое удовольствие, которое не получают даже во время занятий сексом. Как и в сексе, аппетит во время шопинга разгорается по ходу действия, то есть в процессе приобретения вещей. Но если сексом женщины все же занимаются осознанно, то покупками зачастую - нет.
В России страсть к шопингу набирает обороты, а в Америке шопоголиков насчитывается более 15 миллионов, свыше 80 процентов из них - женщины. Еще 55 миллионов находятся на грани этого синдрома. Недалеко ушли и европейцы, особенно англичане. В Англии от 2 до 10 процентов населения страдают навязчивой манией шопинга, а это около миллиона человек.
Грань между любовью к покупкам и зависимостью от шопинга очень тонкая. И многие легко переходят ее, не замечая, как это произошло. Ученые измерили электрическую активность в той части коры головного мозга, которая отвечает за здравый смысл. Оказалось, что в предвкушении покупки эта способность исчезает. А в той части, которая отвечает за эмоции, накаляется до предела.
Как понять, что вы уже «на крючке»? Это, если желание купить у вас столь сильно, что теряется контроль над поведением и улетучивается здравомыслие, а спустя время вы испытываете из-за этого чувство вины, разочарование и злость.
Когда в магазине вы не задумываетесь над реальной необходимостью, а бросаетесь сломя голову совершать покупки, пока не закончатся деньги. Если чаще всего покупаете тогда, когда подавлены, раздражены, или пришли в магазин отключиться от проблем (а вместо этого беспрестанно возвращаетесь к тревожным мыслям).
Вы даете себе зарок не покупать ненужные вещи, количество которых и без того перехлестывает все мыслимые размеры, но между тем продолжаете затариваться огромными пакетами, содержимое которых дома раскладывается по бесчисленным шкафам и быстро теряет актуальность.
Что стоит за синдромом шопинга? Психологи считают, что виной тому, с одной стороны, проблемы личности (трудности взаимоотношений, невозможность открытого выражения чувств, затруднения в решении таких потребностей, как признание и принятие, болезненное желание получить внимание любым путем), а с другой - желание успокоить себя, вознаградить, утешить.
Самостоятельно с этой проблемой справиться непросто, зачастую приходится обращаться за помощью к родным, друзьям и психологу. Пострадавшие от шопингомании утверждают, что уже после 2-3 занятий акт покупки происходит более здраво. Специалист устраняет подсознательные конфликты, ведущие к бездумному шопингу.
Не делайте покупки на бегу! Это должно стать девизом каждого, кто решил приобретать только нужные и качественные вещи.
- Постарайтесь хотя бы примерно сформулировать, что именно вам надо, если покупок несколько - удобнее составить список.
- Если вы не вполне уверены в своих познаниях относительно качества товара, не способны отличить подделку от подлинника, лучше отправляйтесь в специализированный магазин, а супермаркеты обходите стороной. В фирменных магазинах вам обо всем расскажут и выдадут специальный сертификат и гарантийный талон (при необходимости сервисного обслуживания).
- Немаловажный фактор - цена. Сразу определите, сколько вы готовы выложить - это опять же сузит диапазон поиска. Не покупайтесь на рекламу «грандиозных» распродаж: слишком заметное снижение цен должно настораживать. Хороший товар во все времена остается хорошим, и цены на него резко не падают. Не зря говорят: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи».
Лилиана Локацкая
|