СРЕДА

Ученые изучили механизм воздействия юмора на мозг человека

Ученые научились оценивать шутки и их влияние на человека
Ирина Николаева

Нет тупому юмору из плохих комедий и бестолковых юмористических программ на ТВ! Ученые выяснили, чем отличаются остроумные шутки от несмешных, и могут помочь избавить человечество от глупых развлекательных шоу. Открытие совершили специалисты из британского Совета по медицинским исследованиям.

Ученые привлекли к эксперименту 12 добровольцев. Они сделали им магнитно-резонансную томографию для изучения нейронной активности головного мозга. Но главное, в процессе сканирования экспериментаторы травили анекдоты и рассказывали смешные истории, чтобы отследить реакцию подопытных на шутки.

Другими словами, исследованию подвергся юмор. Специалистов интересовал научный подход к понятию, которое помогает нам подмечать в явлениях их комичные стороны. Выяснилось, что определенные центры мозга крайне активизируется, когда человеку что-то кажется смешным. Дело касается так называемого центра вознаграждения.

Как известно, такой центр существует в области, именуемой стриатумом, поскольку там находятся зоны с большой концентрацией дофаминергических нейронов. Если происходит повышенная активация указанных зон, то это означает, что человеку приятно. Любопытно, что чем более веселой была шутка, тем более сильная активность нейронов в «центре вознаграждения» отмечалась у участников эксперимента.

Кроме того, ученые установили, что более тонкий юмор заставляет включаться разные участки мозга, чего не делает какая-нибудь простецкая острота. Например, шутки, где присутствует игра слов, вызывают дополнительную активность в областях мозга, отвечающих за лингвистическое распознавание.

В целом исследователи отмечают, что результаты их работы можно применить для понимания ощущений, которые испытывают люди, находящиеся в вегетативном состоянии, то есть те пациенты, кто не в состоянии рассказать о своих эмоциях. Также выводы ученых способны пригодиться для лечения людей с эмоциональными проблемами.

Как подтвердил РБК daily руководитель лаборатории возрастной физиологии мозга отдела исследований мозга Научного центра неврологии РАМН, доктор биологических наук, профессор Виталий Фокин, британское исследование целиком соответствует тем представлениям, что у нас есть о мозге. Естественно, чем больше возбуждение, тем более активно ведут себя нейроны. Таким образом мозг действительно и реагирует на юмор.

«Что касается практической пользы исследования, то изучение реакций людей, пребывающих в вегетативном состоянии, — большая этическая проблема, — отмечает профессор. — Больные в подобном состоянии подключены к системе жизнеобеспечения — искусственное питание, вентиляция легких и тому подобное. Конечно, это стоит определенных денег и встает вопрос, отключать человека от аппарата или нет, для чего важно диагностировать смерть мозга. Возможно, в исследовании говорится об одном из возможных тестов для мозга в такой ситуации. Хотя на самом деле и других тестов, выявляющих указанный фактор, разработано достаточно много».

Впрочем, по мнению ученого, используя данный метод, можно проверить, насколько любой человек воспринимает ту или иную шутку как остроумную. Не исключено, что способом вполне могут заинтересоваться создатели голливудских комедий, которые обычно проверяют уровень юмора в своих фильмах на фокус-группах.