СУББОТА

Изучен механизм разрушительного воздействия стресса

Стресс уродует внешность и убивает исподтишка
Юлия РАЗУМНАЯ

Еще несколько лет назад ученые выяснили, что хронический стресс повреждает ДНК человека. Теперь исследователи из медицинского центра Дюкского университета обнаружили механизм, который объясняет, как именно это происходит и чем грозит, сообщает ScienceDaily.

В ходе исследования специалисты вводили лабораторным мышам вещество, подобное адреналину, которое действовало через адренергические бета-рецепторы. Ученые обнаружили, что эта модель хронического стресса вызвала у подопытных определенные биологические процессы и в конечном итоге привела к повреждению ДНК.

"Это объясняет то, как хронический стресс может привести к целому ряду нарушений, которые варьируются от чисто косметических, таких как седина, до смертельно опасных злокачественных опухолей", - сообщил один из авторов исследования, доктор медицинских наук Роберт Дж. Лефковиц.

Оказалось, что стресс действует на белок P53, подавляющий развитие опухолей. Именно он не дает возможность образовываться отклонениям в геноме. "Хронический стресс снижает уровень этого белка. Мы полагаем, что это и является причиной хромосомных нарушений, которые мы обнаружили при испытании на мышах", - отметил доктор наук Макото Хара.

Лефковиц и ранее изучал G-белково-изолированные рецепторы (GPCR), через которые действует адреналин, но сейчас он подошел к этому с другой стороны. Оказалось, что вещество проникает в клетку и повреждает ДНК посредством белка бета-аррестина. "Отключение" бета-аррестина-1 у мышей помогло предотвратить геномные нарушения, а снижение его уровня стабилизировало P53 в вилочковой железе - органе, который сильно реагирует на острые или хронические стрессы, - и в яичниках, где стресс может повлиять на геном потомства.

Сейчас ученые намерены провести исследование, где состояние страха будет вызвано естественным путем, а не вливанием в организм подопытных животных адреналина.