|
Со следующего года в родильных домах всех регионов страны будут выхаживать младенцев с экстремально низким весом - от 500 граммов http://rg.ru/2011/10/21/roddom.html Вес взят Наши врачи начнут бороться за жизнь новорожденных массой 500 граммов Ирина Невинная "Российская газета" - Федеральный выпуск №5613 (237)
С 2012 года в родильных домах всех регионов страны будут выхаживать младенцев с экстремально низким весом - от 500 граммов. Это - очередной этап госпрограммы по увеличению рождаемости, снижению младенческой смертности, улучшению здоровья детей. Регистрировать новорожденных теперь будут по международным критериям ВОЗ.
Насколько готовы наши роддома и врачи спасать таких детей? Какие проблемы - материальные, этические приходится решать? На вопросы "Российской газеты" ответила главный неонатолог Минздравсоцразвития России, заместитель директора ФГБУ "Научный Центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И. Кулакова", доктор меднаук, профессор Елена Байбарина.
Российская газета: Елена Николаевна, со следующего года мы должны перейти на критерии ВОЗ по регистрации рождений. То есть нам предстоит спасать, выхаживать малышей, появившихся на свет намного раньше нормального срока и имеющих экстремально малую массу тела - полкилограмма, килограмм... Насколько сложна эта задача? Не случайно же мы современные перинатальные центры по всей стране строим?
Елена Байбарина: Задача, конечно, не простая. Но должна сказать: пытаться выхаживать таких детей мы начали почти 20 лет назад. Специальным приказом Минздрава России уже с 1993 года предписывалось выхаживать недоношенных детей, рожденных при сроке беременности от 22 недель и с весом более 500 г. Это означало - бороться за жизнь таких младенцев, проводить реанимационные мероприятия и затем лечить, чтобы максимально сохранить им здоровье. Ведущие клиники это делали, и делали даже до выхода этого приказа, когда официальная "граница спасения" была - срок 28 недель и вес - килограмм.
Но далеко не в каждом роддоме было необходимое оборудование, подготовленный, "заточенный" на таких пациентов, медицинский персонал. Поэтому когда достигали успеха, когда ребенок оставался жив в течение недели - его регистрировали, как всех детишек, родившихся в срок. Если нет - фиксировался выкидыш, что создавало для родителей дополнительные проблемы - и психологические, и материальные. Нельзя было маме оформить декретный отпуск - только больничный. Не было права на получение материнского капитала. Ну, и так далее. Теперь сразу после рождения будут регистрировать всех.
РГ: В последние годы благодаря целенаправленной работе, прицельному вливанию средств для развития службы родовспоможения, у нас серьезно снизился уровень младенческой смертности. Понятно, что среди родившихся до срока, тем более глубоко недоношенных детей, умирает больше. Теперь статистика ухудшится?
Байбарина: Ну да, ухудшится. Но ухудшится только виртуальная цифра из-за изменения системы подсчета показателей. При этом реальное количество умерших никак не увеличится, наоборот - количество спасенных только увеличится. Как я уже говорила, еще в 1993 году было принято принципиальное решение: было сказано - это человек, его надо лечить, к нему надо гуманно относиться. Надо завести историю болезни, лечить, надо прилагать все усилия. И все-таки из-за того, что выдерживали недельную паузу с регистрацией, оставалась некая половинчатость, неопределенность.
Почему тогда не перешли на немедленную регистрацию? Я считаю, что правильно сделали. Потому что в жизни ничего бы не поменялось. Потому что для того, чтобы выходить такого ребенка, нужны средства - материальные возможности, подготовленность врачей. Деньги нужны, чтобы маме оплатить не несколько дней по больничному, а полноценный декретный отпуск. И сейчас эти ресурсы государство имеет и дает.
Вы знаете про национальный проект "Здоровье", и вы знаете, какие колоссальные закупки оборудования были. В наших роддомах сегодня совсем иная ситуация, иные возможности, чем еще несколько лет назад.
Сейчас мы переходим не на словах, не декларативно, на новую систему регистрации. Ты родился даже с весом 525 граммов, ты - наш. Ты человек, ты получаешь все необходимые документы и всю необходимую помощь.
РГ: Каково это - выходить такого младенца?
Байбарина: Такие новорожденные в больнице будут находиться 2-3 месяца - в особых условиях. И в роддоме, и в дальнейшем они будут наблюдаться группой специалистов - педиатр, невропатолог, офтальмолог, кардиолог, эндокринолог и другие специалисты. Это необходимо, потому что у таких детей повышенный риск всевозможных осложнений. Причем эти специалисты должны быть "натренированы" именно на особенности этих детей. Именно поэтому открываются такие перинатальные центры. Это и центры реабилитации, хорошо оснащенные, имеющие и материальную базу, и подготовленные кадры. Там создаются все условия, чтобы успешно поднимать таких новорожденных. Это одно из новых, хорошо продуманных направлений национального проекта - реабилитация.
Несколько дней назад завершился Первый Международный форум "Пути снижения младенческой смертности: российский опыт". В нашем научном центре мы принимали коллег из 18 стран Европы, Азии, Африки, Америки. Нам действительно есть чем гордиться, что показать и чему научить. Накануне форума у нас открылся так называемый симуляционно-тренинговый центр - это самое настоящее реанимационное отделение, только вместо живых пациентов в нем находятся роботы. Это очень сложные куклы, почти как "живые" - они дышат, говорят, у них можно пощупать пульс... Мы им даже имена дали. С их помощью моделируются ситуации, с которыми сталкиваются врачи в реальной практике. Есть "взрослые" манекены - на них воспроизводим самые настоящие роды, нормально протекающие и с осложнениями. Есть младенцы - в том числе и недоношенные, - есть возможность отработки реанимационных мероприятий. Причем все действия врачей записываются на видео, и затем проводится "разбор полетов": все расписано по секундам - сколько и кому времени потребовалось, чтобы среагировать на изменение состояния пациента и принятие решения, кто и как действовал, какие манипуляции проводились... Одним словом, прошедшие такой тренинг бригады врачей в реальном родовом зале при возникновении нештатной ситуации чувствуют себя гораздо увереннее.
РГ: Демографию, конечно, нужно спасать. Нужно бороться со смертностью, стимулировать рождаемость. Специально формулирую вопрос провокационно, поскольку в обществе звучат разные мнения. Нужно ли нам увеличение рождаемости за счет таких младенцев, нужны ли большие затраты - кто из них, спасенных от смерти, вырастает? Полноценные люди или глубокие инвалиды?
Байбарина: Для меня здесь нет никаких сомнений. Сейчас 80 процентов от общего числа таких новорожденных выживает. Из них в нашем Центре вырастает без грубой патологии - 81проц. С каждым годом процент инвалидности уменьшается - еще пять лет назад мы выхаживали ребятишек без грубой патологии, неинвалидов, примерно в 60 процентах случаев, и безумно этими цифрами гордились. То есть медицинские технологии совершенствуются, и ситуация улучшается с каждым годом.
Знаете, здоровье - понятие философское. У человека расстроено зрение, он носит очки, а в остальном - полностью нормальный, но абсолютно здоровым при этом не считается. Я говорю противникам выхаживания: давайте положим на весы, вот, с одной стороны, двое инвалидов, а с другой - восемь таких же экстремально недоношенных ребятишек, выросших практически здоровыми. Что, вы готовы отказать в праве на жизнь этим восьмерым, чтобы у нас не было двоих? И разве инвалид - он что, не человек?
Знаете Стиви Уандера? Слепой певец, певец замечательный. Весь мир его музыку слушает. Он родился недоношенным, слеп от рождения. С такой слепотой мы сейчас успешно боремся. У нас уже пять лет нет ни одного ослепшего ребенка... Надо было его не выхаживать, чтобы он умер через несколько дней после рождения?
Знаете, есть еще аргумент, чисто медицинский. Когда мы уверенно научимся спасать полукилограммовых, недоношенных детей с весом килограмм-полтора будем выхаживать уже совершенно спокойно, без серьезных осложнений. И в нашем Центре это уже успешно делается.
РГ: Кто еще из известных людей появился на свет раньше обычного срока?
Байбарина: Наполеон. А про инвалидов есть замечательные стихи:
Был слеп Гомер, и глух Бетховен, И Демосфен косноязык. Но кто поднялся с ними вровень, Кто к музам, как они, привык?..
Недавно я встречалась со своей пациенткой. Девочке сейчас 26 лет. Родилась с весом чуть больше килограмма. Вытащили ее тогда, 26 лет назад, с огромным трудом. Сейчас она красивая, умная, замечательная. Она закончила университет, психолог, работает с трудными подростками, ездит с ними в лагеря. Они ее обожают. При этом она плохо ходит. Вы подписали бы ей приговор 26 лет назад? Я - нет.
|
|