|
Механизм, ослабляющий контакты между нейронами, улучшает долговременную память http://www.pravda.ru/science/planet/humanbeing/07-11-2011/1097547-tomosin-0/ Найден белок, улучшающий память
Механизм, ослабляющий контакты между нейронами, улучшает долговременную память — такое парадоксальное заключение сделали ученые из Университета Иллинойса в Чикаго. Как может белок, который уменьшает частоту нейронных контактов между синапсами, усиливать запоминание? Томозин "редактирует" поступающую информацию, освобождая место для нужной.
Белок томозин был уже известен нейрофизиологам, но до сих пор его изучение было связано лишь с нематодами и их нервной системой. Теперь же внимание американских исследователей привлекли дрозофилы. Интерес к ним объясняется еще и тем, что нервная система дрозофил удивительно сходна с нервной системой высших млекопитающих. Ранее ученые установили, что томозин влияет на содержание нейромедиаторов в синапсах.
Нейромедиаторы — это сигнальные вещества, делающие возможной передачу нервного импульса от одного нейрона к другому. Эти же вещества определяют стабильность и интенсивность нейронного контакта. Как выяснилось, томозин делал синапс более "слабым" путем ограничения межнейронного контакта, а в его отсутствии этот контакт, напротив, становится более интенсивным.
Поскольку способность к запоминанию зависит от прочности межнейронных связей, стало очевидным, что томозин должен каким-то образом влиять на долговременную память. Было бы логично предположить, что влияние данного белка ослабляет ее: ведь чем менее прочны межнейронные контакты, тем хуже передается информация между ними. Однако связь оказалась обратной: томозин улучшал запоминание. Исследователи предположили, что ослабление синапсов помогает нейронам как бы "редактировать" информацию, расходуя все ресурсы на запоминание нужной и игнорируя незначительную.
Это не первое парадоксальное свойство памяти, открытое учеными. Ранее в этом году они нашли доказательство тому, что повторение — вовсе не мать учения. С помощью эксперимента ученые из Массачусетского технологического института (США) установили, что человек запоминает информацию и усваивает новые навыки лучше, если перед началом обучения его мозг не был загружен. Этот феномен имеет объяснение на уровне физиологии мозга.
Один из участков коры, принимающий участие в процессе обучения — парагиппокампальная извилина — проводит информацию между лежащим в височной доле гиппокампом и остальными частями мозга. Интенсивная работа этой области необходима для хорошего усвоения любой новой информации. Как выяснили физиологи, этот "передатчик" лучше всего работает у тех людей, кто позволил ему отдохнуть перед началом обучения.
Еще одно удивительное свойство памяти: чтобы лучше запомнить, нужно прерваться, не закончив. Дело в том, что слегка недоученный блок информации включает в мозге своеобразный "сигнал тревоги", говорящий: действие не завершено. Чтобы удержать в оперативной памяти то, что еще не доделано, подсознание раз за разом "прокручивает" только что выученную информацию.
Психологи советуют пользоваться "эффектом незаконченного действия" для подготовки к экзаменам и тестам. Идеальный вариант — оставить зубрежку последних 15-20 процентов материала на следующее утро.
Долговременная память принципиально отличается от кратковременной. Нейрофизиологи полагают, что кратковременная память основана на механизмах, поддерживающих постоянное возбуждение определенных нейронных систем. При переходе к долговременной памяти связи между нейронами, входящими в состав таких систем, фиксируются структурными изменениями в отдельных клетках.
Как недавно выяснили израильские ученые, социальное давление, оказанное на человека в момент превращения кратковременной памяти в долговременную, может исказить воспоминания. Ядин Дудаи и его коллеги провели эксперимент, одновременно отслеживая активность мозга добровольцев на томографе. Участникам, разбитым на небольшие группы, прокручивали документальный фильм. Спустя несколько дней их просили вернуться и поодиночке пройти небольшой тест, который проверял, насколько хорошо они запомнили детали фильма.
Когда доброволец садился за компьютер, чтобы пройти тест, на экране вместе с вопросами демонстрировались якобы ответы других членов его группы (зачастую неправильными). На самом деле эти "ответы" были автоматически отобраны компьютером в случайном порядке. Под давлением общественного мнения участники в 70 процентах случаев исправляли собственный правильный ответ на неверный.
Более того — когда спустя еще некоторое время участникам раскрывали обман, и просили их припомнить, как именно обстояло дело в фильме, почти 50 процентов добровольцев оставались верны своим заблуждениям.
Это можно было бы списать на неловкость: участникам, наверное, не хотелось признавать, что они изменили свой ответ под давлением общественного мнения — но ученые, наблюдавшие за их мозгом при помощи томографа, установили, что участники эксперимента не лгут. "Подправленные" воспоминания передались из кратковременной памяти в долговременную уже в искаженном виде.
И напоследок — краткий список свойств памяти, которые следует принимать в расчет, если вам необходимо что-то выучить. Интересное, а также то, что непосредственно связано с вашей жизнью, запоминается легче. Если человек дал себе сознательную установку запомнить информацию, то запоминание произойдет легче. Информация, примененная на практике, лучше усваивается. При изучении похожих понятий наблюдается новая информация "перекрывает" старую. И, наконец, лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце — поэтому вы наверняка сможете припомнить первый абзац этой статьи.
Яна Филимонова
|
|