|
Психическое расстройство: опыт Церкви и медицины http://www.pravoslavie.ru/jurnal/51229.htm Психическое расстройство: опыт Церкви и медицины
24 января 2012 года в Российском православном университете в рамках ХХ международных рождественских чтений состоялся круглый стол «Душепопечение на приходах о прихожанах, страдающих психическими расстройствами и зависимостями». Участники и гости круглого стола - православные психиатры, психотерапевты, священство, выпускники Православного гуманитарного института «Со-действие», гости из регионов обсудили ряд насущных проблем и вопросов современной психиатрии, стоящих перед обществом и церковью.
Петр Кондратьев, ректор института «Со-действие» сообщил, что с 2006 года в институте функционирует отделение душепопечения или православной психотерапии. На данный момент многие выпускники этого отделения работают на приходах. По словам Петра Кондратьева, к священнику на приходе обращаются множество людей и родственников, страдающих алкогольной, игровой и наркотической зависимостями, психическими расстройствами, психологическими проблемами, душевными расстройствами и депрессиями, требующими профессиональной коррекции. Однако, зачастую, ни священники, ни сами душевнобольные люди не могут отличить душевное расстройства личности от духовного. Нередко бывает, что священник, вместо того, чтобы убедить человека обратиться к психиатру, отправляет его на отчитку или убеждает его в том, что его заболевание – следствие греха, что приводит к непоправимым последствиям – самоубийствам, длительному оттягиванию столь необходимого человеку лечения и т. п.
При этом он особо выделил такое опасное заболевание как депрессия, которое без соответствующей лечебной коррекции часто приводит человека к алкогольной зависимости и самоубийству. Он сообщил, что по прогнозам специалистов-психиатров к 2020 г эта проблема выйдет на первое место в мире наряду с инфекционными и сердечно-сосудистыми заболеваниями и будет «убийцей номер один» в мире. В крупных городах, таких, как Нью-Йорк и Москва, от такого рода расстройств страдает каждая пятая женщина и каждый пятнадцатый мужчина.
В своем выступлении Петр Кондратьев выделил еще одну важную проблему – многие психиатры, преимущественно получившие образование в советское время, считают всех верующих людей психически нездоровыми. Это связано, по его мнению, прежде всего с тем, что люди, имеющие какие-либо расстройства нервной системы, часто обращаются в церковь и становятся активными прихожанами. По его словам, известный русский психиатр Д.Е. Мелехов (1899-1979) в своей книге «Психиатрия и проблемы духовной жизни» (взятой за основу для курса «Пастырская психиатрия», читаемого сегодня в Московской и Сретенской духовной семинариях и ПСТГУ) писал, что «религиозные переживания в общей структуре личности могут занимать очень разное, прямо до противоположности положение - они могут быть в случаях патологии непосредственным отражением симптомов болезни (галлюцинаций, бредовых идей, физически ощущаемого воздействия на мысли и физические проявления человека), а могут быть проявлением здоровой личности. И тогда, даже при наличии болезни, они помогают больному сопротивляться ей, приспособиться к ней и компенсировать дефекты, внесенные болезнью в личность больного».
«Очень важно, что Мелихов отмечал и понимал, что религиозные чувства могут быть проявлением как здорового организма, так и нездорового, потому что у некоторых врачей есть ощущение того, что все это есть нездоровье», - отметил Петр Кондратьев.
Касаясь проблемы зависимостей, он подчеркнул, что, несомненно, очень важными элементами избавления от зависимостей является молитва, участие в богослужениях и таинствах, духовная поддержка окружающих, удаление от пагубной компании единомышленников: «Но, несомненно, важно: мы должны помнить, что лекарственная помощь не должна умаляться – медикаментозное лечение необходимо и его нельзя игнорировать. Иногда одной молитвой больного человека не спасти».
Врач Научного Центра психического здоровья РАМН (НЦПЗ РАМН) Ольга Щелокова сообщила, что по статистике Научного Центра психического здоровья при НИИ психиатрии Министерства здравоохранения и социального развития, в нашей стране насчитывается порядка 21 миллиона 680 тыс. людей с различными психическими заболеваниями, что составляет 14% населения России. (По словам председателя Общества православных врачей Санкт-Петербурга и руководителя душепопечительского центра при обществе православных врачей, о. Сергия Филимонова, доля психически больных на православных приходах составляет от 10 до 50%).
В обществе существует негативное отношение к психически больным. «Это особенно тревожно, поскольку традиционно к психически больным относились сочувственно и с сопереживанием. История психиатрической помощи призрения душевнобольных достаточно давняя. Первым учреждением, оказывающим подобную помощь, были монастыри. В патерике Киевско-Печерской Лавры можно найти соответствующие указания, причем, вполне медицинского характера» - продолжает Ольга Щелокова.
По ее словам, в обществе психическое заболевание воспринимается как пугающее, постыдное, надуманное, неизлечимое. Психически больные характеризуются как опасные, непредсказуемые, нестабильные, слабые, никчемные. «К психически больному относятся как опасному психу и маньяку или, в лучшем случае, как к человеку чудаковатому – безобидному и бессмысленному персонажу. В связи с этим, люди с психическими заболеваниями испытывают существенные трудности с трудоустройством, жильем, получением социальных пособий и социальной поддержки, в том числе медицинской помощи. Люди с психическими заболеваниями оказываются в социальной изоляции, теряют связь с родными, друзьями не только из-за психического заболевания, но и из-за сформировавшегося отношения.
Ощущение общественного порицания приводит больного человека не к изменению жизни и своего поведения, а к отрицанию самого факта заболевания и отказа от помощи, настаивании на признании своих переживаний не болезненными симптомами, а особым опытом. «Иногда это приводит к странным формам "токсической религиозности", когда одновременно в человеке начинают сочетаться совершенно разные несочетаемые формы - с одной стороны христианские догматы, с другой увлечение оккультными, мистическими, восточными традициями и внесистемными опытами, - считает она. - Для человека болящего, страждущего участие в церковной жизни, церковных таинствах приносит облегчение - это знает любой, кто имеет дело с подобными состояниями. Однако стоит избегать опасности механистического участия в таинствах, стремительного воцерковления, как гарантии исцеления, когда человек приходит в Церковь чтобы добиться некой конкретной цели – выздороветь. Критически важным в данной ситуации является трезвый, внимательный подход со стороны священнослужителя. Пастырское взвешенное доброжелательное мнение и прямое указание может стать решающим фактором для сомневающегося и растерянного, порой отчаявшегося человека».
В связи с этим, особенно важно развитие психообразовательных программ. Курс пастырской психиатрии. Д.Е. Мелехова, основа которого была сформулированы еще в советские годы, требует углубления, расширения, введения в обязательную учебную программу не только священнослужителей, но и всех служителей Церкви, социальных работников. По ее мнению, 72 часа курса «пастырской терапии», который читается в ПСТГУ, в МДАиС недостаточно. Введение нового расширенного курса «пастырской психиатрии», работа над которым ведется сейчас, в образовательные программы по катехизации, расширение знаний о психических болезнях, различение духовных состояний и психических болезней будет менять отношение к страждущим.
Врач психиатр Игорь Ульянов, один из преподавателей отделение душепопечения и православной психотерапии института «Со-действие» предложил свое виденье того, как можно оказать помощь лицам с психическими расстройствами на приходе.
Он рассказал, что замечено: справившись с симптомами болезни медикаментозно, человек окончательно не выздоравливает, поскольку внешние события жизни провоцируют новые обострения болезни. Для проведения более успешного лечения психиатры разделили свои полномочия с другими специалистами – психологами, специалистами по социальной работе, юристами и т.п. «Не один специалист в одиночку с такой махиной как психическое заболевание справиться не в состоянии», - считает Игорь Ульянов.
По его словам, на Западе само общество активно вовлечено в процесс помощи лицам с психическими расстройствами, существуют самые разнообразные формы и методы – волонтеры, всесторонняя помощь со стороны церкви и т.п. В России сейчас так же сейчас идет процесс вовлечение людей в социальный процесс.
Православный социальный работник – это человек, который будет сопровождать процесс выздоровления, возвращение к жизни и реабилитации. Психически больной человек, придя за помощью в храм и встретив человека, наделенного медицинскими и психологическим знаниями и имеющего свой опыт духовной жизни, найдет точку опоры, поддержку. В условиях прихода можно было бы реализовать индивидуальный подход к каждому.
«Предстоит очень серьезная работа – включение в процесс реабилитации, восстановления человека после перенесенной болезни. Это могут быть тренинги навыков самостоятельного проживания, которые надо поддерживать в больных людях и развивать дальше, чтобы человек мог вернуться в нормальную жизнь; группы, в которых люди снова смогут обрести друзей, включатся в социальную жизнь; паломничества; празднования; мероприятия. Для человека, который оказался в изоляции и самоизоляции, такой помощник, который мог бы его сопроводить и направить, был бы незаменим. Кроме того, колоссальное бремя испытывает семья: болезнь одного человека превращается в проблему и страдание для всей семьи. Их вопросы и проблемы тоже надо решать и обсуждать. Они должны также получить информацию для принятия собственного решения», - считает Игорь Ульянов.
Выпускник отделения душепопечения и православной психотерапии института «Со-действие» Михаил Благонравов, являясь руководителем Школы трезвения при храме «Воскресения Христова» в Сокольниках, рассказал о результатах применяемого им метода Шичко в лечении алкоголизма. По его словам, этот метод очень результативный. В основе метода лежит словесное убеждение. Одной из концепций метода является то, что каждый из нас живет по определенной программе, которую мы обычно не осознаем. Эта программа руководит нами, нашими мыслями, действиями, чувствами. Ее можно выявить, уничтожить и вместо нее внедрить новую, которая приведет человека к нормальной, полноценной жизни, а не только к исцелению от зависимости.
Когда человек узнает что-то о себе, этого еще недостаточно, чтобы поменять свою жизнь. И здесь помогает данный метод. Человек каждый вечер ведет дневник, отвечая на вопросы, которые помогают ему осознать себя и по-новому правильно действовать, мыслить и чувствовать. Постепенно в процессе ведения дневника, ответы на вопросы изменяются и человек сам видит свои изменения. Вторая составляющая метода - это написание самовнушения. Главная цель метода Шичко – это не только преодолеть зависимость, но и сделать так, чтобы человек повернулся к Богу.
Подводя итоги круглого стола, его участники приняли решение о создании координационного центра по проблемам душепопечения о прихожанах, страдающих психическими расстройствами и зависимостями. Все желающие и заинтересованные приглашаются к участию в этой работе.
Ольга Степанова
|
|