ЧЕТВЕРГ
28 марта

15 марта

Обнаружена причина фантомных болей

Найден виновник фантомных болей

Ученые, возможно, нашли вещество, вызывающее фантомные боли и прочие болезненные ощущения, возникающие без видимых причин. Коварная молекула имеет название диметилсфингозин и является промежуточным продуктом биохимической реакции. Причем независимо от расположения очага иллюзорной боли ее виновник вырабатывается в задних рогах спинного мозга.

Несмотря на страдания, которые она причиняет, боль, несомненно, является другом и защитником живых существ. Она убеждает нас вскочить с кнопки, на которую мы сели, отдернуть руку от горячего, чтобы не получить обширные термические повреждения, а также сообщает о внутренних неполадках в организме — воспалениях, повреждениях, ушибах и так далее. Боль настолько важна, что в процессе эволюции выработались отдельные рецепторы, реагирующие исключительно на повреждения различного вида.

К сожалению, сам механизм транслирования болевых ощущений порой "ломается". Анальгезия, нечувствительность к боли, представляет серьезную опасность для здоровья человека, поскольку боль — один из наиболее ранних симптомов большинства заболеваний. Возможна и обратная ситуация: сильные боли без видимых причин.

Впервые синдром так называемой фантомной боли были описан в середине XVI века Амбруазом Паре, и по сей день механизмы, лежащие в его основе, не вполне изучены. Боль сама по себе является страданием, а эта ситуация усугубляется тем, что в отсутствие видимых повреждений непонятно, чем облегчить положение пациента. Часто фантомными болями страдают люди с ампутированной конечностью: их отсеченная рука или нога словно продолжает болеть. Боль продолжается и после заживления поврежденных тканей.

Такие же мучения преследуют некоторых людей, переживших инсульт, диабетиков и многих других. Несмотря на свою "иллюзорность", болевые ощущения бывают настолько сильными, что мешают человеку жить. Для развития интенсивной боли бывает достаточно слегка задеть определенный участок тела пациента, по каким-то причинам служащий для фантомной боли пусковым механизмом. Такими зонами могут быть участки кожи на здоровой стороне тела или на сохранившейся части ампутированной конечности.

Это состояние может длиться месяцами и годами. Анальгезирующие средства при фантомным болях практически бессильны. Все многочисленные методы их лечения, изобретенные к настоящему моменту, не имеют должной эффективности: согласно статистическим данным, лишь 15 процентов пациентов полностью избавляются от своего загадочного недуга.

Чтобы разработать действенное средство лечения, врачи пытаются установить причину возникновения фантомных болей. Гипотеза о том, что они могут быть вызваны повреждениями самих нервных путей, проводящих боль, возникла уже давно. Изначально медики выдвинули гипотезу, согласно которой, "виновниками" фантомных болей считались невромы — утолщения на конце перерезанных нервов. Однако хирургическое удаление невром не избавляло пациента от приступов.

Тогда исследователи выдвинули другое предположение: о том, что источником болей служат возбужденные нервы, отходящие непосредственно от спинного мозга. Однако результаты экспериментов не подтвердили и ее. В настоящий момент большинство исследователей сходятся на теории поэтапного развития фантомных болей. Она подразумевает постепенное формирование болезненного очага возбуждения в глубоких структурах головного мозга.

Ученые назвали такой вид боли нейропатической. Болевые нейроны, по их представлениям, "не могут успокоиться", посылая в мозг сигналы при отсутствии реального повреждения или воспаления.

Американские биологи из Исследовательского института Скриппса обнаружили в организме животных вещество, которое может оказаться ответственно за данное нарушение. Диметилсфингозин — промежуточный продукт путей синтеза и расщепления мембранных фосфолипидов. Как рассказывают ученые в журнале Nature Chemical Biology, в ходе эксперимента они вызывали у крыс нейропатическую боль, а затем сравнивали состав плазмы крови и спинномозговой жидкости у подопытных животных и крыс из контрольной группы, никакими болями не страдавших.

Дело в том, что предыдущие исследования концентрировались в основном на работе генов и белков, но в этот раз ученым пришло в голову обратить внимание именно на метаболиты — промежуточные и конечные продукты биохимических реакций.

Как ни странно, в плазме крови, омывающий очаг боли, никаких различий у исследуемой и контрольной группы крыс не обнаружилось. А вот в задних рогах спинного мозга у тех крыс, которые страдали от нейропатической боли, исследователи обнаружили ранее неизвестное вещество, которое и назвали N, N-диметилсфингозин

Данный метаболит имеет отношение к реакциям синтеза и расщепления фосфолипида сфингомиелина, входящего в состав клеточных мембран, а также его предшественников церамидов. Ученые уверены: именно диметилсфингозин ответствен за болевые ощущения без видимых причин. Это подтверждается и еще одним фактом: у здоровых крыс, которым вводили даже небольшие количества диметилсфингозина, также появлялись признаки нейропатической боли.

Медики полагают, что открытое вещество участвует во всех болевых реакциях — но именно в случае нейропатической боли является ее первопричиной. Если их догадка верна, возможно, в ближайшем будущем мы, наконец, увидим универсальное лекарство, облегающее страдание пациентов с фантомными болями.

Яна Филимонова