Поиск
Сегодня
СРЕДА
24 апреля
по новому стилю
/
 
11 апреля
по старому стилю
Православный календарь
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

На главнуюКарта сайтаКонтакты
Новости
Нам нужен 53-й элемент


http://www.tverlife.ru/news/57476.html
Нам нужен 53-й элемент
Юлия КРУТОВА

В одной из тверских школ года три назад случился скандал. Родители стали находить у детей упаковки из-под лекарств. Лекарство было на первый взгляд безопасное: йодосодержащий препарат, который в свободном доступе есть в каждой аптеке. Но дело в том, что таблетки школьники ели чуть ли не горстями. А спровоцировал их на это рекламный плакат, вывешенный в коридоре школы. Он сообщал о том, что недостаток йода в организме приводит к быстрой утомляемости, снижению умственной работоспособности, ухудшению памяти и т.д. И дети самостоятельно решили поправить свое здоровье.

Все, что написано на плакате, – истинная правда, но возмущение родителей было вполне правомерно. Во-первых, руководство школы нарушило запрет на размещение рекламы в стенах школы. Во-вторых, такое лечение могло вызвать передозировку препаратом, который подростки «выписали» себе сами. Проблема тогда была решена, но, если разобраться, в этой истории есть и вторая сторона медали. На рекламный плакат дети отреагировали не случайно. Видимо, вышеуказанные недомогания их все же беспокоили. Временные расстройства здоровья – это еще цветочки. А вот 43 млн. человек вследствие йододефицита страдают умственной отсталостью, 740 млн. имеют эндемический зоб. А всего 2 миллиарда человек в мире подвержено риску йододефицита.

На территории России это тоже приводит к печальным последствиям: ежегодно в эндокринологической помощи нуждаются более 1,5 млн. взрослых и 650 тыс. детей. При этом в нашей стране с 2006 года отсутствуют нормативные документы по профилактике йододефицита.

* * *

Комиссия по охране здоровья граждан и демографии Общественной палаты Тверской области провела в Тверской медакадемии круглый стол по проблеме йодного дефицита в нашем регионе. В нем приняли участие члены и эксперты комиссии, ученые ТГМА, ведущие эндокринологи области, представители регионального Управления Рос­потребнадзора, министерств образования и здравоохранения.

Профессор кафедры эндокринологии ТГМА Наталья Белякова назвала проблему йодного дефицита глобальной, озвучив мнение президента ВОЗ о том, что ликвидация йододефицитных заболеваний станет таким же триумфом здравоохранения, как и ликвидация оспы и полиомиелита.

53-й элемент таблицы Менделеева – йод необходим нашему здоровью. При йодном дефиците в десятки раз возрастает риск рака щитовидной железы, около 315 тысяч детей ежегодно рождаются ослабленными физически, в России до сих пор регистрируется йододефицитный кретинизм.

Для детей, а также для беременных и кормящих женщин недостаток йода особенно опасен. Внутриутробный период и возраст до двух лет являются критическими для созревания мозга и в перспективе определяют интеллектуальный уровень (IQ). Дефицит йода в питании признан основной причиной снижения интеллекта детей на 10–13%.

Стоит признать, что комплексные исследования по определению степени тяжести йодного дефицита и его последствий в последние годы в регионе осуществлялись разрозненно.
Наталья Белякова рассказала о последних исследованиях, которые проводила кафедра эндокринологии ТГМА 7 лет назад. К счастью, тогда результаты оказались не такими уж печальными: в Твери была обнаружена легкая степень йододефицита – 10–15% среди
населения, в районах области – 13–35%.

* * *

Главный детский эндокринолог области Олег Дианов в своем выступлении дал понять, что, несмотря на неплохие результаты исследований 7-летней давности, мониторинг заболеваний новорожденных говорит о том, что сейчас все обстоит не так хорошо. Все больше рождается детей с нервно-психическими нарушениями, с врожденным гипотериозом, высок процент невынашивания беременности. О том, что на эти факторы влияет йод, говорит хотя бы сравнительный анализ с Японией – страной, где содержащие йод морепродукты – основные продукты питания. Там показатели многих вышеназванных заболеваний в 15 раз ниже.

По мнению Олега Дианова, меры профилактики вполне способен соблюдать каждый индивидуально. Самый эффективный, надежный и недорогой способ – употреб­ление в пищу йодированной соли. Но статистика показывает, что в России об этом задумывается не более 27% населения.

В этом смысле существенную помощь могли бы оказать хлебопекарные предприятия. В Павловском Посаде был однажды поставлен такой эксперимент – изготовители хлеба в течение определенного времени в тесто добавляли только йодированную соль. И проблема была снята.

* * *

Руководитель отдела материнства и детства минздрава области Лидия Самошкина с таким мнением согласна, но считает, что, если речь идет о здоровье новорожденных, не стоит надеяться только на сознательность будущих мам. Эти проблемы нужно решать в государственном масштабе.

Еще в 1933 году в СССР был издан указ об обязательной поставке йодированной соли населению. С 1970-го по 1982 год действовала целая программа борьбы с йододефицитными нарушениями. Но в одночасье вся система профилактики прекратила свое существование. Всемирная организация здравоохранения периодически заявляет об этой проблеме, но до сих пор в регионах страны, в том числе и в Тверском, отсутствуют программы профилактики йодного дефицита.

Хотя, как отметила Лидия Константиновна, отсутствие федеральных нормативных актов не мешает нам разработать региональную программу профилактики. Обеспечить йодосодержащими препаратами все население за счет средств бюджета невозможно. Для этого потребуется около 50 млн. рублей. Но стоит подумать о том, чтобы выдавать их в обязательном порядке беременным женщинам, детям в детдомах и коррекционных школах.

Член Общественной палаты, главврач Тверского кардиодиспансера Игорь Эльгардт отметил, что болезни, вызванные дефицитом йода, относятся к такой категории заболеваний, которые мы можем предотвратить. И, значит, мы должны это сделать.

По итогам круглого стола комиссия ОП вынесла заключение: рекомендовать ТГМА с привлечением специалистов других организаций в 2012 году провести научное исследование среди различных категорий населения региона по оценке степени тяжести йодного дефицита и его последствий.
По окончании проведения научного исследования необходимо представить органам госвласти, заинтересованным управлениям и ведомствам практические рекомендации с учетом региональных особенностей.

Члены Общественной палаты обращаются также и к СМИ с просьбой более активно освещать проблему йодного дефицита.

© 2008 «ОБЩЕСТВО ПРАВОСЛАВНЫХ ВРАЧЕЙ РОССИИ»
Разработка Океанит