|
Экономическая база для деторождения http://www.pravda.ru/society/family/09-06-2012/1117574-economy_standart-0/ Экономическая база для деторождения
Ключ к решению демографической проблемы в руках у финансистов. Невозможно говорить о повышении рождаемости без создания прочной экономической базы для семей, чтобы они могли не выживать, а достойно жить. Для этого эксперты предлагают ввести стандарт экономической устойчивости семей с детьми, который должен в два раза превышать прожиточный минимум.
Все красивые и в общем-то правильные слова, звучащие сегодня с высоких трибун — об укреплении традиционных семейных ценностей, создании культа многодетной семьи — разбиваются об один простой факт. 80 процентов многодетных семей и половина семей с двумя детьми живут ниже прожиточного минимума.
Эти цифры озвучил в свое время тогда еще президент Медведев на одном из заседаний Госсовета. "При этом наш официальный прожиточный минимум — это крайняя бедность", — заявил член Общественной палаты Борис Альтшулер на круглом столе "Стандарты экономической устойчивости семей с детьми как инструмент социально-экономической политики".
Когда в семье появляется ребенок, душевой доход членов семьи снижается на 30 процентов, двое детей — на 60 процентов, трое — на 75 процентов. Говорить о повышении рождаемости при таком раскладе просто абсурдно. "А ведь нынешнее малочисленное поколение должно и работать интенсивно, чтобы создавать инновационную экономику, и рожать, чтобы преодолеть последствия демографической ямы. Как это совместить?", — задался вопросом Сергей Рыбальченко, председатель комитета по социальной политике общественной организации "Деловая Россия".
Совместить можно только при одном условии — если рождение детей перестанет ставить семьи на грань нищеты и не будет заставлять женщин сидеть дома из-за нехватки дошкольных учреждений. Тех мер стимулирования рождаемости, которые сегодня предпринимает российское правительство — пособия, дотации, разовые выплаты, — недостаточно. По опыту других стран уже известно, что эффект от них длится несколько лет. Потом рост рождаемости вновь замедляется, и требуются более сильные стимулы.
Поэтому эксперты предлагают перейти от "подачек" к самообеспечению семьи. Для начала — принять за основу стандарт экономической устойчивости семей с детьми. По словам одного из авторов этой идеи, профессора Людмилы Ржаницыной из Института экономики РАН, стандарт — это ориентир, показывающий, сколько должны зарабатывать родители, чтобы семья с детьми жила на уровне достатка.
"Конечно, покупка квартиры и автомобиля в этот стандарт не входят. Но при этом родители будут тратить весь доход не только на питание, но и покупать детям развивающие игры, вывозить их на отдых, отдавать в платные кружки", — поясняет Людмила Ржаницына.
В результате расчетов стандарт экономической устойчивости (СЭУ) получился в два раза выше прожиточного минимума. По словам профессора Ржаницыной, "прожиточный минимум обеспечивает физическое выживание, а стандарт — достойный уровень жизни". Если ПМ составляет сегодня 6157 рублей на человека, то СЭУ — 13 240, причем как на взрослого, так и на ребенка. То есть доход семьи из двоих взрослых и двоих детей должен быть не менее 52 955 рублей.
Но это в среднем по России. В зависимости от цен и условий жизни в конкретном регионе он может существенно отличаться. Так, в Ненецком автономном округе СЭУ составляет 25 912 рублей, в Москве — 20 334 рубля, в Санкт-Петербурге — 13 256 рублей, а в Тамбовской области — 9 578 рублей.
Главным и единственным источником этих доходов должна стать зарплата трудоспособных членов семьи. По глубокому убеждению Людмилы Ржаницыной, сведения о современном уровне зарплат в стране слишком оптимистичны: "Мы проводили исследование по Москве и когда убрали из статистики небольшое количество высокооплачиваемых топ-менеджеров, выяснилось, что средняя зарплата в столице — 17 тысяч рублей".
Сегодня в России минимальный размер оплаты труда ниже прожиточного минимума. Конечно, было бы наивно полагать, что государство как по мановению волшебной палочки повысит зарплату бюджетникам, а от частных предпринимателей потребует немедленного соответствия выплат сотрудникам стандарту экономической устойчивости. По словам профессора Ржаницыной, на первом этапе внедрения стандарта необходимо перераспределение доходов — богатые должны будут поделиться. Кстати, Сергей Рыбальченко заметил, что правильную идею о налоге на роскошь, который как раз должен был пойти на социальные программы, сегодня всячески пытаются "замылить".
Следующий шаг — создание высокооплачиваемых рабочих мест, модернизация производства, поскольку, как говорит Людмила Ржаницына, "дешевая рабочая сила — это смерть технического прогресса". Действительно, зачем внедрять новую технику и перестраивать производство, если можно извлекать прибыль, экономя на оплате труда? Но к чему тогда вести речь о переходе на инновационную экономику?
"Нельзя создать инновационную экономику без стимула к труду. Главная идея перехода на стандарт экономической устойчивости такова: люди, вы должны интенсивно работать, чтобы хорошо зарабатывать и хорошо жить", — считает Людмила Ржаницына.
В этом случае гражданам не придется выстраиваться в очередь за "подачками" от государства в виде социальных пособий, которых никогда не будет достаточно, потому что власть физически не в состоянии обеспечивать всех. Пособия от государства, конечно же, останутся, но их будут получать семьи с особыми потребностями — безработные, имеющие детей-инвалидов.
В замене самих терминов — прожиточного минимума на стандарт экономического развития — есть и более высокий смысл. Так государство подтвердит, что оно заинтересовано не просто в физическом выживании своих граждан, а в их устойчивом развитии.
Светлана Сметанина
|
|