Поиск
Сегодня
ВОСКРЕСЕНЬЕ
22 декабря
по новому стилю
/
 
9 декабря
по старому стилю
Православный календарь
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

На главнуюКарта сайтаКонтакты
Новости
Преодолеть неприятие обществом: Большинство родителей после того, как у них появляются дети с инвалидностью, перестают общаться с друзьями, родственниками и замыкаются в кругу семьи


http://www.deti.rian.ru/grani/20120627/200282168.html
Психологи о том, как преодолеть неприятие обществом детей-инвалидов

Большинство родителей после того, как у них появляются дети с инвалидностью, перестают общаться с друзьями, родственниками и замыкаются в кругу семьи; избежать этого поможет заинтересованный учитель и особая тактика поведения, считают опрошенные РИА Новости психологи.

"Родители детей с особенностями развития подвергаются сильнейшему прессингу уже в роддоме. Мало того, что они, мягко говоря, растеряны, так еще врачи тут же советуют отказаться от ребенка, рассказывают, как все будет плохо и что общество их не примет. Со временем они ограничивают круг общения и замыкаются. Это преодолимо, но только за счет общности", - считает психолог Центра реабилитации инвалидов детства "Наш Солнечный Мир" Ирина Голубева.

Уход от непонимания

"У меня два ребенка-инвалида, и оба - колясочники, поэтому мы очень стеснены в передвижении и почти никуда не ходим, только на прогулки и по врачам. Со здоровыми детьми мы почти не общаемся. Нам нечего сказать друг другу. Пока не побудешь на нашем месте, никогда не поймешь нашу проблему", - рассказала Ольга, мама двух детей с диагнозом ДЦП.

По мнению Голубевой, одна из причин, по которой у родителей особенных детей возникает боязнь общества, кроется в стереотипах, которые до сих пор существуют. Людям необходимо рассказывать, что ДЦП и синдром Дауна - это не заразно, что детям полезно общаться со сверстниками-инвалидами, отметила эксперт. "Это развивает в них милосердие. Помочь залезть на горку ребенку, который сам этого не может сделать, - это серьезный шаг в развитии личности", - пояснила психолог.

По словам специалиста, основной совет для родителей, которые боятся налаживать контакты с окружающим миром, - преодолеть свой страх и попытаться включить ребенка в обычный социум. За помощью можно обратиться за тьюторской поддержкой, которую оказывают специализированные центры по коррекции проблем в развитии. Тьюторы - это специалисты, которые сопровождают детей с особенностями, помогают им общаться и знают, что делать при любых изменениях в их поведении.

"Можно самому выйти на площадку и предложить детям игры, которые будут интересны всем. Пускать пузыри или воздушного змея - все равно. Главное, чтобы все чувствовали свою вовлеченность. Или можно пригласить тьютора, и тогда он будет организовывать общение, подсказывать ребенку, что делать дальше, а родитель просто будет находиться рядом", - отметила Голубева.

По ее словам, если ребенка что-то сильно расстроило или обидело, то нужно разрешить эту ситуацию, не уводя его с детской площадки. Иначе к нему сформируется ненужное особенное отношение, пояснила психолог.

При выборе школы для ребенка-инвалида также следует найти помощника, считают специалисты. "Когда родители собираются отдать ребенка-инвалида в школу, нужно искать человека, который захочет ему помочь. Если учительница в обычной школе захочет помочь этому человеку, она придумает, как это сделать. Искать надо не школу, а учителя", - считает преподаватель Центра лечебной педагогики Надежда Моргун.

Проблемы с чужим воспитанием

Боязнь столкнуться с агрессивной, неправильной или насмешливой реакцией окружающих, которую испытывают все родители детей-инвалидов, естественна и обоснована, считают психологи. По их мнению, единственный способ изменить настроение в обществе и помочь ему быть более толерантным - распространять информацию, особенно, если люди проявляют к ней интерес.

"Наверно, самый правильный выход из данной ситуации - аккуратно объяснить окружающим, что ребенок - инвалид и что это нормально. Но часто родители особых детей настолько напряжены и фрустрированы, что сами начинают нападать", - считает мама ребенка-аутиста Яна Золотовицкая.

Участница сообщества родителей особых детей "Дети-ангелы" Маргарита рассказала, что самое неприятное для нее - это повышенное внимание. "Я понимаю, что мой ребенок не такой как все, но я воспринимаю его как обычного малыша. Хочется больше не слышать вопросов окружающих детей, что у него с ножками и почему он не ходит", - сказала она.

По мнению Голубевой, самое главное в любой ситуации - не отвечать негативом на негатив, потому что это может спровоцировать еще большую агрессию. Лучше проигнорировать человека, чем вступать с ним в перебранку, отметила она.

По мнению экспертов, отрицательное отношение к инвалидам со стороны обычных детей - это исключительно проблема воспитания. В такой ситуации психологи советуют либо самостоятельно поговорить с обидчиками, либо обратиться к их родителям.

Декан факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета Михаил Кондратьев рассказал историю, которая произошла у него во дворе. Его сосед не стал ругать своего сына за то, что тот отнял велосипед у мальчика с ДЦП. Он просто заставил его в течение недели гулять с согнутой ногой, перед выходом привязывая ему щиколотку к бедру.

"Это не было издевательством - его сын мог в любой момент развязать себя, но все же продолжал гулять на одной ноге. После этого случая ребенка с ДЦП перестали обижать, потому что тот мальчик начал за него заступаться. Я не говорю, что это панацея, но случай все-таки показательный", - сказал психолог.

Регуляторы погоды в доме

К сожалению, люди, у которых в семье появился особенный ребенок, сталкиваются не только с неприятием посторонних людей, но и членов собственной семьи, отметили эксперты. По мнению Кондратьева, общение с такими родственниками следует прекращать. "Разрушающий фактор должен быть отсечен. Допускать таких людей в семью нельзя", - считает психолог.

Если принимать нового члена семьи отказывается старший ребенок, то его нельзя винить, его реакция неприятия совершенно обоснована, пояснил он. По словам эксперта, в этом случае приказы не подействуют. Нужно воздействовать косвенно: разговаривать при нем о существующих проблемах так, чтобы он слышал, но не вовлекать его в разговор напрямую, показывать своим поведением, как трудно даются повседневные обязанности, отметил он.

"Самое страшное - создать иллюзию, что он чем-то жертвует ради брата или сестры. Если ребенок любит своих родителей, то он обязательно поможет. Проблема возникает только в начале процесса, и его нельзя стимулировать приказами. Если вы хотите породить какие-то чувства, в частности, любовь, то они и должны быть порождены любовью", - объяснил Кондратьев.

Он также напомнил, что родители детей-инвалидов в любой момент могут обратиться за психологической поддержкой и что этим не стоит пренебрегать.

"Если человек находится в состоянии, когда, как говорят, опускаются руки, у него изменено сознание, ни в коем случае нельзя принимать решения. Подобного рода ситуация очень близка к стрессово-депрессивной и предполагает вмешательство профессионала. Он поможет не с решением проблемы, а с приведением человека в готовность эту проблему решать", - сказал Кондратьев.

© 2008 «ОБЩЕСТВО ПРАВОСЛАВНЫХ ВРАЧЕЙ РОССИИ»
Разработка Океанит