|
В последний день международного фестиваля «За жизнь», прошел круглый стол «Технология смерти: абортивные средства контрацепции и фармакологические аборты» http://www.pravoslavie.ru/jurnal/54818.htm Фестиваль «За жизнь» о «технологии смерти»
11 июля, в последний день международного фестиваля «За жизнь», прошел круглый стол «Технология смерти: абортивные средства контрацепции и фармакологические аборты». Проблема, затронутая в рамках круглого стола, оказалась настолько животрепещущей, что запланированные выступления вылились в острую дискуссию.
Сессию открыл Владимир Потиха, сопредседатель оргкомитета фестиваля «За жизнь»:
– Тема круглого стола возникла потому, что в статистике абортов не учитываются те аборты, которые совершаются из-за применения абортивных средств контрацепции: внутриматочных спиралей и гормональных контрацептивов. На их долю приходится очень большое количество абортов, ведь, по данным Росстата, около 9 миллионов женщин применяют средства контрацепции, которые оказывают абортивный эффект. Прибавьте к этому 1,2 миллиона зарегистрированных абортов и не меньше абортов нелегальных. Ежегодно погибают миллионы нерожденных детей! А число женщин, принимающих гормональные контрацептивы, растет. За последние 17 лет оно увеличилось с 1,747 миллионов до 4,658 миллионов – и это только по официальным данным.
Говоря об абортивном эффекте разных видов гормональной контрацепции, Владимир Потиха был категоричен:
– И внутриматочные спирали, и оральные контрацептивы обладают абортивным эффектом. Различие в том, что внутриматочные спирали оказывают чисто абортивный эффект. Они предотвращают имплантацию бластоцисты – эмбриона на начальной стадии развития, и женщина, применяющая спираль, фактически может делать (сама того не зная) аборт каждый цикл. А оральная гормональная контрацепция оказывает двойное действие: во-первых, тормозит овуляцию, а во-вторых, «для подстраховки» в случае, если овуляция не подавляется и оплодотворение все-таки происходит, также препятствует имплантации зародыша. Таким образом, зачатый ребенок погибает. В обществе же произошла подмена понятий. Рождение души, живого существа происходит в момент зачатия, а не после имплантации, как это пытаются нам внушить. Кроме того, повсюду идет агрессивный маркетинг, манипуляция врачами или даже священниками, которые получают неверные сведения о действии контрацептивов. Большинство уверены, что таблетка подавляет овуляцию и зачатия просто не происходит, однако наше исследование показало, что все гормональные контрацептивы содержат в себе вещества, имеющие абортивный эффект. Ведь чтобы гарантированно подавить овуляцию, нужны очень большие дозы гормонов – примерно 100 мкг эстрогенов. Первые контрацептивы, выброшенные на рынок в 1960-х годах, были с такими лошадиными дозами, но из-за огромного числа побочных эффектов их сняли с производства. Кстати, первые разработки оральной контрацепции производились в Третьем рейхе – с их помощью нацисты планировали регулировать рождаемость «низших рас». Сейчас стандартная доза эстрогенов в противозачаточных таблетках – 20–30 мкг, и гарантированно подавлять овуляцию они не могут. И тогда наступает очередь абортивного эффекта. В итоге, по нашим подсчетам, большинство нерожденных детей погибают на этапе от оплодотворения до имплантации в стенку матки. Я уверен, что многие женщины просто не знают об этом.
Еще одна проблема – отпуск абортивных контрацептивов вроде мефипристона без рецепта. И хотя в «Социальной концепции РПЦ» прописано отношение Церкви к абортивной контрацепции, но, к сожалению, список подобных лекарств за 13 лет так и не был составлен. Поэтому мы подготовили реестр контрацептивов, обладающих абортивным эффектом, собрали все это в брошюру и в ближайшее время собираемся широко распространять этот «черный список». А пока этот список можно скачать у нас на сайте.
В качестве эксперта по медицинской части выступил Алексей Фокин, врач, специалист по клиническим исследованиям из Санкт-Петербурга:
– Мой вклад в этот проект – составление списка абортивной гормональной контрацепции. Этот список дает четкое понимание, какие средства вызывают прерывание беременности. Ведь цена незнания очень высока. Как врач, хочу сказать, что к моменту прикрепления бластоцисты к стенке матки это уже не клетка, а уникальный живой организм с неповторимым ДНК.
Отвечая на вопрос, как часто срабатывает абортивный эффект, Алексей Фокин сказал:
– Частоту абортивных действий мы просчитать не можем: где-то сработало подавление овуляции, а где-то – абортивный эффект. Таблетки истончают внутреннюю оболочку матки – эндометрий и не дают бластоцисте прикрепиться. Информацию об этом собирают сами компании, которые, естественно, ее не разглашают. А в списке мы собрали все контрацептивы с указанием их состава и механизма абортивного действия. Женщины должны знать, как действуют контрацептивы, которые они собираются применять.
Прокомментировать выступление Владимира Потихи и Алексея Фокина вызвалась главный внештатный детский и подростковый гинеколог Минздравсоцразвития Чувашской Республики, заведующая подростковым отделением Президентского перинатального центра Маргарита Мардоян, которая присутствовала в зале:
– У меня очень много комментариев. Сразу хочу прояснить: среди огромного количества гормональных контрацептивов, выброшенных на рынок, есть средства с преимущественно подавляющим овуляцию действием и есть средства с преимущественно абортивным эффектом. И важно разобраться, какой препарат к какой группе относится. Исследования показывают, что для подавления овуляции не нужна лошадиная доза гормонов: минимальная эффективная доза – 15–20 мкг этинилэстрадиола. Действительно, абортивный эффект в препаратах, где добавлен, например, диеногест, возможен, но диеногест туда добавлен не для абортивного эффекта, а для профилактики побочных эффектов. Препараты комбинированного состава все-таки обладают подавляющим овуляцию действием: нет овуляции – нет беременности. В инструкции же производитель обязан указать все возможные действия. А в скольких случаях вступает в действие абортивный эффект – неизвестно.
Выступление врача вызвало массу возражений в зале и перевело круглый стол в формат свободной дискуссии между врачом и активистами движения «За жизнь». Один из гостей задал Маргарите Мардоян риторический вопрос: «Какая разница для нас – будет ли убито 100 тысяч детей или 50? Разве есть тут принципиальная разница?» Послышались выкрики: «Какая разница – раз в месяц произойдет аборт или раз в пять лет?» «Разговор ни о чем, – резюмировал оппонент из зала. – Вы, по-моему, перепутали аудиторию». Эта реплика вызвала редкие аплодисменты.
По словам Маргариты Мардоян, она ожидала такой реакции:
– Мы, врачи, тоже против абортов. Безусловно, нравственность, семейные ценности – это важнейшие вещи, которые помогают не доводить до ситуации, когда перед девушкой встает такой выбор. Но мы живем сейчас в таком обществе, что взять и отрубить контрацепцию невозможно. Это наша реальность. Я работаю врачом в подростковом отделении. И вот ко мне приходит девочка, которая сделала уже два аборта, и я знаю, что она сделает третий. Я это точно знаю…
(Владимир Потиха по-своему продолжил мысль врача: «И вы ей дадите таблетку, которая сделает ей аборт, и скажете: иди и не парься?»)
– …Я поняла: в такой ситуации разговоры, убеждения не сработают. Но не о том речь. Нам надо действовать сообща – тянуть нравственность вверх и снижать употребление контрацепции. Но получится это в том случае, если вы не будете так категоричны, если мы найдем точки соприкосновения и общими силами будем бороться с абортами, – резюмировала Маргарита Мардоян.
И хотя участники дискуссии так и остались каждый при своем мнении по поводу вреда контрацепции и необходимости ее запрета, в одном их позиции полностью совпали: только духовно-нравственное воспитание, просветительская работа среди подрастающего поколения и восстановление семейных ценностей могут снизить число абортов и защитить здоровье женщины.
Региональный опыт
Обсуждение проблемы продолжилось и за рамками пленарного заседания, когда участники и гости круглого стола стали делиться опытом социальной работы по профилактике абортов на местах.
Иерей Артемий Шумбасов, руководитель епархиального отдела по социальному служению и благотворительности Искитимской епархии Новосибирской митрополии:
– Мы работаем при женской консультации. Теперь у женщин, собирающихся на аборт, есть возможность побеседовать не только с психологом, но и со священником. Также проводим беседы со старшеклассниками и студентами, просвещая и отвечая на все вопросы, связанные с зачатием и деторождением. Работаем через СМИ: распространяем материалы, листовки, пишем статьи. Сейчас идет работа по созданию кризисных центров, бебибоксов, домов матерей в крупных городах епархии. Но главное – просвещать молодежь, тогда не придется бороться с последствиями.
Протоиерей Андрей Савенков, руководитель подразделения Общероссийской общественной организации «За жизнь и защиту семейных ценностей» г. Алатырь Чувашской епархии:
– У нас работа идет в двух направлениях: социальная и просветительская. Мы создаем приют, у нас есть юрист и психолог, которые работают непосредственно при роддоме. Есть вещевой и продуктовый склады, где беременные и многодетные получают необходимую помощь. В рамках просветительской деятельности работаем с госучреждениями, школами. Мы устраиваем обучающие семинары, где выступают акушер-гинеколог, психолог и священник. Проводим беседы с молодоженами в ЗАГСе, есть родительские школы. Я сам работаю 10 лет в техникуме, веду семинары – эта профилактическая работа необходима. Еще мы пытаемся внедрить обязательное предабортное консультирование. Это делать необходимо, но без комсомольского, партийного задора – так только душу искалечим и ко Христу не приведем. Здесь нельзя рубить с плеча. У нас у всех атеистическое воспитание. И у медиков тоже. Поэтому мы пытаемся донести до медиков духовный аспект беременности, чтобы врач вел консультацию еще и с этой позиции. Благодаря нашей работе в этом году у нас в Чувашии открыто семь государственных кризисных центров. Конечно, эти центры нужно сопровождать. И сегодня с врачами, социальными организациями, госструктурами мы создаем единую систему помощи женщинам и семьям в кризисных ситуациях. Безучастными не должны оставаться ни одна структура и ни один общественный институт.
Матушка Наталья (г. Комсомольск-на-Амуре):
– Зачастую позиция прихожан зависит от батюшек. Здесь многие ориентируются на священников. У нас с батюшкой шестеро детей. И никто уже не скажет: «Вот вы, батюшка, говорите, что надо рожать, а у самого всего один ребенок». Когда перед глазами пример многодетного батюшки, сам Бог велел не отставать.
Артемий Кушнер, руководитель социального отдела Бобруйской епархии (Беларусь):
– Я не ожидал такой жаркой дискуссии и не понимаю ожесточенных нападок на врачей. Что касается нашей епархии, то могу сказать только слова благодарности медикам. В Бобруйске мы работаем на уровне двух консультаций. Проводим беседы. И абсолютно никаких препятствий со стороны врачей нет. Только помощь. Гинекологи направляют к нам на беседу женщин, собирающихся делать аборт. Ситуация, в которую попадает женщина, и без того тяжелая, нельзя агрессивно навязывать, запугивать и упрекать. Наша обязанность – информировать. Дальше выбор за женщиной. По максимуму стараемся мотивировать женщину рожать – раскрывая ей все плюсы материнства и все минусы абортов. Об этом говорят и сами медики, но они просто не успевают подробно останавливаться на этом из-за огромной нагрузки: в одной консультации девять врачей-гинекологов на 60 тысяч женщин. Поэтому мы дополняем их работу. Причем от нас приходят люди, в свое время окончившие медучилища, врачи, так что консультации проводятся на профессиональном уровне. Конечно, одной беседы мало, тем более что приходят в основном женщины, далекие от Православия; по опыту могу сказать, что отговорить удается около 15%. Ведь женская консультация – это уже венец; работать надо на перспективу: проводить профилактику среди детей, подростков, молодых семей. Тогда и сам выбор – делать или не делать аборт, принимать или нет таблетки – перед женщиной не встанет.
Иерей Алексий Тарасов (г. Волгоград, Волгоградская епархия):
– Мы работаем с детьми, начиная с детсадовского возраста. Через мультики, детскую литературу стремимся прививать им семейные ценности. Если же говорить о женщинах, которые приходят с такой дилеммой, то здесь должна быть только личная беседа. Уговариваем, убеждаем. Я считаю, что в таких случаях надо действовать максимально деликатно, понимая, как трудно приходится этой женщине. В этот момент поддержка и помощь помогут сделать ей выбор в пользу жизни.
Екатерина Люльчак
|
|