СРЕДА

Папилломавирус и вакцина Гардасил: панацея или очередной обман

Папилломавирус и вакцина Gardasil: панацея или очередной обман

В 2008 году немецкий ученый Харальд цур Хаузен (Harald zur Hausen) получил нобелевскую премию в области медицины за открытие связи вируса папилломы человека (ВПЧ) с развитием рака шейки матки (РШМ) у женщин. Результаты многолетних исследований в крупнейших лабораториях мира подтвердили достоверность его открытия.

Исследования роли ВПЧ в развитии рака шейки матки начались еще в 70-х годах прошлого века. В настоящее время известно, что два типа этих вирусов (HPV-16 и HPV-18 – human papilloma virus) ответственны за 70% случаев рака шейки матки в мире. Среди населения планеты ежегодно выявляется порядка полумиллиона случаев РШМ. Это самое распространенное после рака молочной железы злокачественное женское заболевание, от которого ежедневно в России умирает 35 женщин. Болезнь поражает в основном молодых женщин репродуктивного возраста, пик заболеваемости приходится на 26 лет.

Поскольку доказано, что рак шейки матки является следствием ВПЧ в большинстве случаев, а иммунная система человека определенное время способна контролировать эту инфекцию, было высказано предположение о возможности успешной вакцинации.

Стоит подчеркнуть, что идея о роли вирусов в возникновении опухолей человека была высказана русским ученым Львом Зильбером еще в 1944 году, однако долгое время считалось, что виновник – не ВПЧ, а вирус герпеса. Проведенные в 80-х годах исследования, окончательно показали, что герпес вирусная инфекция не является провоцирующим фактором в развитии РШМ. После этого была выдвинута гипотеза о зависимости развития опухолей от вирусов группы папиллом.

Харальд цур Хаузен предположил, что следы онкогенного ВПЧ можно найти в ДНК опухолевых клеток, т.е. вирусная ДНК должна интегрировать в геном опухолевых клеток. После серии исследований по молекулярной биологии ВПЧ в Онкологическом Центре Германии, которые очень хорошо согласовывались с данными эпидемиологических исследований по распространенности РШМ, поиск этой интеграции был успешно завершен. В результате было выявлено несколько ключевых аспектов.

Первый и самый важный из всех: четкая взаимосвязь частоты заражений ВПЧ и случаев возникновения рака.

Второе: обнаружилось, что лишь несколько, не более 10 вирусов папиллом из более ста известных, обладают онкогенным действием. Это так называемые вирусы «высокого риска». Кроме этих вирусов существуют вирусы «низкого риска», становящиеся порой причиной других различных поражений шейки матки. Зачастую даже опытный специалист не в состоянии предсказать, во что выльется то или иное поражение шейки матки, станет оно злокачественным или нет. Справедливости ради надо подчеркнуть, что наличие в организме онкогенного ВПЧ еще не означает, что непременно разовьется РШМ. Только у 3-5% зараженных женщин впоследствии наблюдаются опухоли. Правда, если женщина курит, процент риска возрастает.

Папилломавирус передается половым и перинатальным путем. Около 30% женщин инфицируются, едва начав половую жизнь. Вирус может то проявлять себя, то исчезать. Первичное заражение – результат полового контакта с мужчиной-носителем ВПЧ. Если в браке моногамная жена получает заражение, это может означать только одно – ее заразил супруг, перенеся инфекцию от другой партнерши. При этом в организме мужчин вирус никак не проявляется, хотя именно мужчины являются его переносчиками. В связи с этим возникает ряд непростых вопросов.

В частности: стоит ли вакцинировать мальчиков? Каким образом организовать скрининг для мужской части населения, чтобы вовремя выявлять инфекцию и предотвращать ее распространение? Не возникает сомнений, что женщинам необходимо предоставлять полную информацию о вирусе: его опасности, способах профилактики и лечения и т.д. Однако здесь есть одно большое НО: для зараженной женщины станет очевидно, что имела место супружеская измена, вирус в этом плане – 100%-ная «улика», если жена не имела половых контактов ни с кем, кроме мужа. А как гласит статистика, более 70% браков распадается по причине супружеской измены. Не спровоцирует ли подобное просвещение вал разводов по стране?

По этим и другим причинам проблемы, связанные с вирусами папиллом и РШМ, давно вышли за пределы чисто медицинских. Русская православная церковь, например, выступает против вакцинации от инфекций, передающихся половым путем, считая, что наиболее правильной и действенной мерой должно стать нравственное воспитание молодежи и отсутствие добрачных половых связей. Ведь беспорядочные половые контакты и частая смена партнеров – основные факторы риска заражения.

ВАКЦИНА

Основным способом создания большинства вакцин по-прежнему остается ослабление штамма вируса перед введением его в организм для стимуляции иммунного ответа. Однако при таком подходе всегда существует риск возникновения инфекции, а также риск мутации вируса со всеми вытекающими отсюда последствиями. При создании вакцины от ВПЧ разработчики применили иной подход.

Как объяснили сотрудники лаборатории онкогенеза РОНЦ им. Н.Н. Блохина, был подробно изучен геном вируса папилломы и выделены 7 генов, два из которых ответственны за синтез белков вирусной оболочки и сборки вирусной частицы, а остальные 5 генов контролируют как размножение вируса, так и его онкогенный потенциал (так называемые «трансформирующие гены», среди которых главенствуют Е6 и Е7). Именно эти гены всегда присутствуют в опухолевых клетках и «срабатывают», осуществляя процесс онкогенеза. Эти факты и помогли путем различных модификаций создать квадривалентную вакцину Gardasil против ВПЧ-16, ВПЧ-18, ВПЧ-11 и ВПЧ-6.

Для создания вакцины использовали только два гена, которые ответственны за синтез белков оболочки и оказалось, что в системе клеток насекомых эти гены осуществляют синтез так называемых вирус-подобных частиц, которые по морфологии напоминают зрелые вирионы. Выяснилось, что эти частицы обладают очень высокой иммуногенной активностью, и именно они явились основной составляющей частью вакцины.

Вакцина предохраняет от циркулирующей инфекции и от появления дисплазий, предшествующих развитию рака, в 100% случаев. По данным клинических исследований, в течение 5 лет с момента вакцинации более 30 000 волонтеров по всему миру, не было ни одного случая заражения вирусом или поражения шейки матки.

Однако эти показатели верны лишь до вступления в половую жизнь, для девочек 9-14 лет. Терапевтической вакцины для женщин, вступивших в половую жизнь и уже зараженных, пока не существует. И хотя разработки активно ведутся, и кое-что уже получается, до конечного результата далеко. Трудность заключается в том, что вирус при интеграции в клетки организма запускает механизм их озлокачествления. Дальше уже идет процесс размножения именно этих клеток, а сам вирус становится вторичным.

Превентивные меры по борьбе с папилломавирусной инфекцией необходимы,- считают сотрудники РАМН, - ведь это гораздо эффективнее и дешевле, чем лечение последствий заражения. В США, Австралии и некоторых странах Европы вакцинация Гардасилом уже вошла в систему обязательной иммунизации. В России прививку можно сделать пока только в нескольких московских клиниках, исключительно на частной основе, за счет самого пациента. Стоит полный курс вакцинации недешево - около 15 тысяч рублей. Однако эта сумма не идет ни в какое сравнение с теми средствами, что придется потратить на лечение от рака шейки матки.

Руководитель лаборатории вирусного канцерогенеза РОНЦ им. Н.Н. Блохина, д. м. н., профессор Владимир Гурцевич: «Окончательные доказательства профилактической эффективности и безвредности вакцины станут известны только через несколько десятилетий, когда вакцинированные девушки достигнут 40-45 лет. Следует также отметить, что профилактика РШМ - дорогостоящее мероприятие, и не все страны могут позволить себе ее проведение. Подсчитано, что для того, чтобы предупредить 1 случай РШМ необходимо сделать 350 вакцинаций в развитых странах и 200 - в развивающихся. Я очень надеюсь, что со временем будет найден способ снизить стоимость вакцины и сделать её более доступной во всех регионах мира. Считаю, что государство также должно активно участвовать в пропаганде вакцинации против ВПЧ, а также взять на себя, хотя бы частично, финансовые затраты на её проведение». ДРУГОЙ ВЗГЛЯД

Несмотря на столь впечатляющие результаты, уже появились оппоненты официальной точки зрения, считающие, что время оптимистических прогнозов еще не настало. Основываются эти ученые на том, что, во-первых, пяти лет клинических исследований явно недостаточно для доказательства эффективности вакцины, ведь латентный период ВПЧ длится 10-12 лет, в течение которых вирус может никак себя не обнаруживать.

Во-вторых, имеются серьезные опасения, что препарат способен вызывать предраковые изменения в клетках у определенных реципиентов. Эти данные были получены учеными США и европейских стран, где вакцинация идет полным ходом уже почти два года. Соответственно, накопился определенный материал, позволяющий сомневаться в безопасности Гардасила. Так как в России такой статистики пока нет, докопаться до истины в этом «нехоженом поле» крайне непросто, особенно на фоне активной пропаганды препарата.

Согласно документам Управления контроля пищевых продуктов и лекарств (FDA, США), вакцинация Гардасилом может увеличивать риск развития предраковых изменений высокой степени тяжести у женщин на 45%. Установлено, что вакцина, введенная женщине, которая уже является носителем ВПЧ в «безвредном» состоянии, может активировать инфекцию и привести к озлокачествлению клеток. Кроме того, разрекламированный препарат связывают с судорогами, параличом и другими тяжелыми осложнениями.

У сотен молодых женщин и девушек в США и Европе, сделавших прививку Гардасила, были замечены неблагоприятные изменения, повлекшие за собой значительные ухудшения здоровья. Недавно было подано два первых иска в суд от родителей девочек, вакцинированных в школе. Одна из пострадавших — 15-летняя жительница Оклахомы, заболевшая после вакцинации панкреатитом. Вторая – женщина из Невады, у которой в результате прививки от ВПЧ развилось тяжелое расстройство иммунной системы. После обнародования иска о похожих случаях сообщили еще 30 американок. Истицы возмущены тем, что медики превозносят достоинства препарата и не говорят ни слова о возможных негативных последствиях.

Всего с начала года в США инъекцию получили около 8 миллионов женщин и девочек, и уже зарегистрировано 18 случаев летального исхода. Правда, медицинские власти поспешили оговорить, что по итогам расследования большинства случаев специалисты не установили связи между прививкой и летальным исходом реципиентов. Другими словами, не было доказано, что именно Гардасил являлся причиной смерти.

Доктор Диана Харпер (Diane Harper), профессор медицины из Dartmouth Medical School, участвовавшая в клинических испытаниях вакцины, убеждена: нет никакой необходимости спешить с вакцинацией 11-12-летних девочек. Оказывается, с этим можно подождать до достижения 20-25 лет, и уровень защиты останется прежним – 46-50%, а не 100%, как утверждается в официальных источниках. Харпер отметила, что производитель «панацеи» проводит лоббирование посредством экспертов, политиков и медицинского сообщества, создавая панику среди населения и заставляя людей приобретать дорогостоящую вакцину.

20 августа 2008 г. газета «The New York Times» опубликовала материал , в котором указала, что компании «Merck & Co» и «GlaxoSmithKline» обращались к законодателям в нескольких странах, в том числе и в США, по поводу своих вакцин от ВПЧ. Путем проплаченных лобби-групп, были поданы петиции в Центр по контролю и профилактике заболеваний США (Centers for Disease Control and Prevention) и Конгресс США о необходимости одобрения вакцин.

Все эти данные говорят о том, что Гардасил не столь безопасен, как утверждают разработчики и продавцы препарата. Получить доступ к этой информации нелегко, но врачи и не пытаются это делать, предпочитая действовать в соответствии с «указаниями сверху». О сознательности пациентов нечего и говорить: для большей части населения авторитет «человека в белом халате», как и века назад, остается непререкаемым.

Новые открытия, инновационные методы и препараты всегда вызывали, и будут вызывать неоднозначную реакцию медицинского сообщества. Различие мнений порой переходит в крайний антагонизм, и от этого, как правило, не выигрывает ни пациент, ни медик. Истина всегда где-то посередине. Конечно, новые технологии осваивать необходимо. Но если Гардасил потенциально опасен для женщин-носителей ВПЧ, назначать его нужно очень аккуратно, с проведением предварительного исследования организма реципиента как на предмет заражения вирусом, так и на предмет величины риска развития побочных патологий.

По международному стандарту профилактики заболеваний, действующему и в России, каждая женщина, начиная с 25-летнего возраста, дважды в год должна проходить скрининг для выявления возможных скрытых инфекций. Реально такое обследование ежегодно проходят менее 15% женского населения Европы. У нас, ввиду отсутствия целевых программ, и того меньше.

В случае включения прививок Гардасилом в систему обязательной вакцинации, государство встанет перед необходимостью выяснять, в том числе, и сексуальную активность женщин. Это не так просто, учитывая, что большинство девочек-подростков до сих пор боятся простого гинекологического осмотра, всячески избегая его или утверждая в присутствии родителей и врача, что девственны. Неосторожное назначение вакцины носителям ВПЧ и реципиентам с ослабленным иммунитетом через несколько лет может вызвать учащение случаев РШМ вместо ожидаемого снижения.

Екатерина Меньшикова