|
Мульттерапия http://www.deti.rian.ru/grani/20121107/200314431.html Мульттерапия: лечение от переживаний и эгоизма
Мульттерапевт — новая профессия в списке тех, что появились для лечения людей искусством и положительными эмоциями. Такой специалист понимает, что мультфильмы, сделанные вместе с замкнутыми в себе, переживающими свою болезнь детьми, чаще всего интересно смотреть только самим создателям, но его это совершенно не огорчает, потому что врачевание анимацией — это как раз тот случай, когда процесс важнее результата.
Встреча с ребенком как с творцом
Конечно, в квалификационном справочнике такой профессии нет, и фиксированного названия у нее тоже пока не появилось, но зато есть такое понятие как мульттерапия. Этим словом обозначают синтез психологии, арттерапии и анимации, который помогает детям эмоционально развиться, учит работать со сверстниками и со взрослыми. Название "Мульттерапия" носит и профессионально-волонтерская программа по реабилитации и творческой социализации детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, с помощью создания мультфильмов. Проект реализуется уже три года.
Волонтеры программы помогают справиться с негативными переживаниями и эмоциональной закрепощенностью не только детям, но и тем, кто заботится о них.
"Это возможность для взрослого, для родителя или педагога оказаться в таком пространстве, где он может встретиться со своим ребенком как с творцом. Это совершенно неожиданный опыт. Сначала взрослый пытается все сделать за ребенка, а потом осознает, что это совсем не нужно", — рассказывает руководитель проекта, психолог Наталья Беспалова.
Занятия мульттерапией также хорошая альтернатива для самих аниматоров, которые не хотят заниматься только коммерческими проектами.
"Я вообще такой мультипликатор, который не может сдавать работу быстро и по четко определенным критериям. Для меня реабилитация намного интересней, потому что дети непредсказуемы в своем творчестве", — поделилась аниматор-реабилитолог Милана Сафонова.
Мульттерапевты осознают, что созданные ими анимационные фильмы иногда совершенно не пригодны для широкого просмотра. "Есть очень сложные дети, и мы понимаем, что сами мультфильмы дороги только нам и им. Но то, что происходит на занятиях, очень важно для них самих. Через цветопередачу, через форму, через сценарий они могут выразить себя", — пояснила она.
Дети хотят персонального взрослого
Последняя работа команды "Мульттерапия" — четыре мультфильма, созданные вместе с воспитанниками детского дома №51 для сирот с отклонениями в развитии. Директор детского дома Татьяна Александрова пояснила, что к ним попадают дети с самыми разными особенностями, но для всех характерны эмоциональная скованность и эгоизм. "Их необходимо учить проявлять чувства — любить, сопереживать, сочувствовать, внимательно относиться к другим", — уточняет она.
Татьяна Сергеевна внимательно следит за успехами своих воспитанников: знает, сколько на последнем уроке было вырезано снежинок и сплетено цветов из бисера, пытается уделить внимание каждому. По ее словам, больше всего дети страдают из-за недостатка внимания и заботы взрослых.
"Их главная мечта — иметь своего персонального взрослого. У них даже любимая часть дня — это вечерний осмотр, потому что врач с каждым разговаривает индивидуально и хоть несколько минут посвящает исключительно ребенку", — рассказывает она.
Появление аниматоров в детском доме вызвало бурю эмоций: они принесли с собой идеи, истории, фототехнику, показали, как оживить неживую картинку. По мнению директора, задача педагогов детского дома — раскрепостить детей, "сбить всю шелуху", чтобы увидеть, что в них есть талантливого. Поэтому они ищут любые способы и рады всем, кто хочет им помочь.
Джамбул и селедка и крупы и бумаги
Снимать мультфильмы оказалось не так сложно, как представлялось. По крайней мере, сами создатели заявили, что при необходимости смогут повторить процесс самостоятельно. Педагоги согласно кивают: они выбрали максимально простые сюжеты и техники, чтобы не отвлекаться на организационные сложности и полностью окунуться в творчество.
Для начала каждый участник сделал анимационную самопрезентацию. "Нужно было нарисовать отдельно себя и отдельно фон, а потом мы это анимировали и озвучили. Например, меня зовут Наталья, я люблю походы и кошек. Поэтому я нарисовала себя, рюкзак и кошку", — пояснила координатор.
По аналогии с примером дети начали представлять и себя: Георгий заявил, что хочет стать президентом Российской Федерации, Андрей признался, что "любит увлекаться футболом", а Лене просто нравится играть в "воздушные мячи". Когда дети поняли принципы анимирования, педагоги перешли к более сложному заданию — коллективной работе.
Мультфильмы снимали целой "квартирой" — группой из 11 человек, которые живут вместе в одном блоке. Их разбили на две группы — так у детей появилось чувство конкуренции и ответственности за то, что делает каждый из них.
В основу сценариев легли лимерики — короткие стихотворения — бессмыслицы, придуманные в Англии. Рисованный в мультфильмах только фон, остальное снималось путем перекладки, перелепки и пересыпки фигур из крупы, бумаги и пластилина, потому что так проще и быстрее.
"А один старичок из Джамбула мог остаться без рук и без скулы. Разогнался на лодке за огромной селедкой — оказалось, что это акула", — вот и весь сюжет мультфильма, позволяющий встроить картинку как угодно.
"Мы так и не выяснили, как выглядит Джамбул, и решили нарисовать его похожим на Узбекистан. Спорили, каким будет наш старичок и какая на вкус селедка", — рассказала психолог.
У каждого ребенка свой темп вхождения в процесс, поэтому на занятиях присутствует психолог, который помогает тем, кто не может сразу включиться в общую деятельность.
"Обязательно есть несколько человек, которые идут совершенно в своем темпе. Бывает так, что дети включаются с третьего, с пятого занятия. Мы никакой принудиловки не устраиваем, но к концу съемки они занимают те места, на которых им комфортно. Кто-то так и не находит для себя привлекательности в мультипликации, а кто-то выясняет, что он прирожденный сценарист или оператор", — пояснила Наталья Беспалова.
|
|