Поиск
Сегодня
СРЕДА
22 января
по новому стилю
/
 
9 января
по старому стилю
Православный календарь
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

На главнуюКарта сайтаКонтакты
Новости
Бутылка в аренду


http://www.lpgzt.ru/aticle/27534.htm
Цена «вопроса»
Виктор Грибачев

Грядущее повышение стоимости водки не очень сильно взволновало сограждан. Бутылка «белой» с нового года подорожает примерно на сто рублей. И это – не произвол коммерсантов, пытающихся получить сверхприбыль на ходовом во все времена продукте массового спроса. Решение о введении новых минимальных цен – повышаются акцизы! – принято Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, есть такой институт в нашей стране. Однако новость эта не вызвала никакого особого недовольства. Наверно, мы считаем, будто она – из разряда новогодних сказок.

Напрасно. Теперь Министерство юстиции должно одобрить новые ценники формальным приказом. В том, что это произойдёт, сомнений нет. Как и в том, что повышение цены не решит официально декларированных задач.

«Старое» поколение помнит: когда в советское время происходил рост цен на водку, население принималось распевать народную частушку, заканчивавшуюся словами: «Всё равно мы пить не бросим!». К сожалению, они оказались пророческими: у нас пьют, и бросают очень тяжело. Требуются неимоверные усилия, чтобы ограничить потребление спиртного. Кого-то могут вдохновить результаты ноябрьского исследования отечественных социологов, согласно которым доля пьющего населения в Российской Федерации за год снизилась с 49 до 38 процентов. Душа радуется, честное слово. Думаю, отвечая на вопросы исследователей, многие стеснялись признаться в своей огромной любви к «огненной воде» – отсюда и оптимистичные показатели.

Но они сильно противоречат реалиям. Например, производство алкоголя на территории отдельно взятой Свердловской области в этом году не снижалось и продажи не падают. Полагать, что водку поголовно используют для заправки в бачок омывателя стекла автомобиля или для компрессов, было бы оскорблением наших сограждан. Пьют. Число потребителей легального алкоголя в нашей стране составляет порядка 100 миллионов человек. Есть ещё и те, кто пьёт всё, что «ударяет по мозгам» – потому что не могут позволить себе купить водку в магазине.

Пьём – но ведь во имя и во благо! Поскольку ставки акцизов для спиртных напитков в последнее время повышались, за три квартала нынешнего года поступления в бюджет выросли почти на четверть. Давайте порадуемся: государственная казна к новому году может получить дополнительно 250 миллиардов рублей. Но ведь не в деньгах счастье, знаем. Заинтересовавшись цено­образованием в родной стране, узнал, что акцизное налогообложение решает не только проблему наполнения казны, но также и несёт воспитательную функцию. Считается, что высокие цены на ликеро-водочные – и табачные, кстати – изделия избавят граждан от пагубных привычек их покупать и использовать по назначению. Тогда вырастет средняя продолжительность жизни, снизятся потери рабочего времени из-за болезней, пойдёт вниз кривая производственного травматизма, станут прочнее семейные узы, меньше будет совершаться преступлений…

От заболеваний, связанных с курением, у нас ежегодно умирает 330-400 тысяч человек, страна недосчитывается до 3 процентов валового внутреннего продукта в год, в денежном выражении – более 1 триллиона рублей. Алкоголь уносит больше: эксперты Организации Объединённых Наций подсчитали, что Россия ежегодно теряет по причине алкоголизма до полумиллиона трудоспособных людей. По их данным, каждый третий из нас умирает именно от «огненной воды» или болезней, вызванных её чрезмерным употреблением. Полмиллиона? Так, примерно полторы Исландии с её населением в 320 тысяч. Подсчёты МВД тоже не радуют: каждое шестое преступление совершается в состоянии алкогольного опьянения. Добавьте к этому от 30 до 40 процентов автомобильных аварий, учинённых в нетрезвом виде, – и картина получится не самой благостной.

После повышения акцизов она должна измениться и заиграть радужными красками. Итого, в сухом остатке: по прогнозам экспертов, с учётом торговой надбавки, водка будет в новом году стоить больше 200 рублей за «пузырь». Никак не меньше – если она не «палёная», которой у нас никак не меньше 25 процентов. Некоторые берут на себя смелость утверждать, что размеры «самопального сегмента» доходят до 40 процентов. Сегодня предполагается, что «бодяжники» после повышения цен не смогут маскироваться под легальных производителей, и потребители получат самый качественный продукт за свои, но уже другие деньги. «Употреблять» который станут гораздо меньше – по причине его ощутимой стоимости. Эксперты сегодня уверяют: многие сограждане в новом году вообще не подойдут к прилавку винного отдела.

Таким образом, 2013 год станет годом нашей трезвеющей страны. Да, может стать: в прошлом году те же социологи выяснили, что при повышении цен на спиртное каждый пятый готов снизить дозу, «принимаемую на грудь». Да и вообще, как уверял Владимир Мединский – тогда ещё депутат Государственной Думы – в своей книге «Мифы о России. О русском пьянстве, лени и жестокости», по потреблению вина на душу населения мы занимаем 20-е место в мире. Источник авторитетный, Международная организация винограда и вина привела эти данные ещё шесть лет назад. Поэтому имидж России как пьющей страны создали и культивируют её недруги за рубежом и клеветники отечественного розлива.

Чего государство хочет сегодня? Верю, что при всех благостных результатах опросов, согласно которым мы уже «почти не пьём», снизить уровень алкоголизма в стране. Задача столь же трудная, сколь и благородная. Благородство цели в пояснениях не нуждается, трудность состоит в том, что практически каждый желающий может найти «самопальную» водку по самой доступной цене. Зная при этом, чем он рискует – я уж и не говорю о поклонниках большого ассортимента бытовой химии. Да и вообще, следует лишь приобрести самогонный аппарат вместе с рецептами чудодейственного напитка: его можно уже 10 лет гнать, не страшась ни уголовной, ни административной ответственности. Таковой больше не существует.

Так что задача по снижению продаж водки будет решена успешно. Проблема борьбы с алкоголизмом останется на том же месте в списке приоритетных задач власти. Может быть, даже станет ещё актуальнее. Не аксиома, но теорема, которую легко доказать, исходя из нашего богатого опыта повышения цен на водку и «антиалкогольных компаний», которыми гордился лидер страны Михаил Горбачёв.

На извечный вопрос «Что делать?» многие отечественные политики и общественники в последние годы дают один и тот же ответ – будто заранее сговорились. И коммунисты, и члены «Справедливой России», да и представители иных политических взглядов настоятельно предлагают ввести государственную монополию на спирт. «Справедливоросс» Олег Пахолков в преддверии нынешнего повышения цен объяснял: от удорожания алкоголя выиграют только водочные олигархи. «В Советском Союзе госмонополия на спирт приносила около 20 процентов бюджета, в царской России – 30 процентов, – напомнил парламентарий. – А сейчас от акцизов – всего 0,5 процента бюджета. В 40-60 раз меньше! В СССР эти деньги шли на поддержку материнства и детства, здравоохранения. А сейчас доходы от продажи алкоголя идут в карманы водочным миллиардерам». Насчёт национализации… На использование этого термина в официальном порядке практически наложено табу. Перефразируя известное из фильма «Кавказская пленница», оно звучит так: «В условиях рыночной экономики попрошу не выражаться». Насчёт доходов владельцев ликеро-водочных заводов – не для красного словца, объём водочного рынка в России составляет порядка 18 миллиардов долларов.

Поэтому естественно, что в специальном приглашении на этот рынок иностранцы не нуждаются. Мы постоянно и не всегда результативно призываем зарубежных инвесторов вкладываться в Россию, но на алкогольном рынке они давно уже успешно работают. Здесь – большие, очень большие деньги. Крупнейшим производителем водки в России является компания CEDC, которой принадлежат заводы «Топаз», «Парламент» и Сибирский ликёро-водочный завод. CEDC – польско-американская корпорация, поклонники водки «Зелёная марка» должны её знать. Почётное второе место занимает компания «Синергия» – водка «Беленькая». Названия компаний, ею владеющих, пишутся латиницей, их национальную принадлежность установить не удалось. Британская компания Diageo – это «Смирновъ». Ну а вот и последняя радость: все флаги в гости к нам, 4 декабря стало известно, что основное производство ликеро-водочной продукции украинского холдинга «Nemiroff» в России будет сосредоточено на трёх предприятиях ОАО «Башспирт». Дружба братских народов станет крепнуть на сорокаградусной прагматической основе: это решение председатель совета директоров «Nemiroff» объяснил тем, что цена на спирт на Украине значительно выше, чем в России. Ну а поскольку у нас «жидкий хлеб» почти всегда стоял рядом с водкой, то давайте будем знать: 100 процентов акций пивоваренной «Балтики» принадлежит одной из крупнейших в мире датских компаний «Carlsberg».

Итак, в новом году всем будет хорошо. Потом – ещё лучше. Ведь наше Министерство финансов не остановится на достигнутом, повышение акцизов продолжится, и к 2014 году бутылка водки будет стоить минимум 390 рублей.

Тогда проблема борьбы с пьянством и алкоголизмом будет полностью решена. Либо практически все мы «завяжем», либо перемрём от употребления «палёнки» и продукции бытовой химии.

Тем самым нанесём непоправимый ущерб государственному бюджету, который недосчитается миллиардов рублей «водочных денег». Это – не сарказм, а, как говорят, констатация факта.

В ТЕМУ

В Липецкой области постановлением администрации № 156 ещё в мае 2012 года введены ограничения по продаже алкогольной продукции, в том числе и пива, с 21-го часа до 9-ти часов

На примере нашего региона прослеживаются определённые положительные тенденции от реализации государственных мер по ограничению потребления алкоголя. В частности, в течение последних трёх лет наблюдается снижение уровня крайне тяжёлой формы осложнения алкоголизма — алкогольных психозов. Показатель на 100 тысяч населения: 2009 год — 92,4 процента; 2010 г. — 83,0 процента; 2011 год — 69,4 процента. По итогам первого полугодия 2012 года — 65,4 процента. В целом по алкоголизму, в том числе женскому, в последние три года также наметилась тенденция к медленному снижению (алкоголизм — с 2164,9 до 1963,3; в том числе женский — с 907,9 до 599,8).

Подростки нашей области начинают осознавать преимущества здорового образа жизни. Снижается число несовершеннолетних, попавших под наблюдение наркологов за «повышенный интерес» к спиртному. 2009 год — 833, 2010 год — 705, 2011 год — 576.

По данным на октябрь 2012 года, объём розничной продажи алкоголя в Липецкой области составил 1 606,2 тысячи декалитров. По сравнению с тем же периодом 2010 года он снизился на 182 тысячи декалитров, или 10,2 процента. Объёмы розничной продажи алкогольной продукции снизились по всей области: в Липецке – на 9,8 процента, в Ельце – на 7 процентов, в районах: Воловском – на 20,2 процента; Добровском – на 24,8 процента; Лебедянском – на 16,9 процента; Данковском – на 17,4 процента, Липецком – на 4,7 процента, Чаплыгинском – на 11,8 процента.

Количество отравлений спиртосодержащей продукцией среди взрослого населения области составило 103 случая (в 2011 году – 120), среди подростков – 1 (в 2011 году – 4), детей – 4 (в 2011 году – 7).

Число отравлений с летальными исходами незначительно сократилось по сравнению с 2011 годом (с 66 до 65 случаев). Среди детского населения был зарегистрирован 1 случай со смертельным исходом, так же, как и в 2011 году.


http://www.pravda.ru/society/family/pbringing/28-11-2012/1136451-alcohol-0/
Как обойти запреты: бутылка в аренду

Запрет на продажу алкоголя в ночное время привел к формированию нового рынка — теневого. Вопреки всему нелегальная или полулегальная продажа алкоголя в ночное время процветает. Но, как известно, безвыходных ситуаций не бывает и предприимчивые граждане изобрели массу способов — от банальных до вполне оригинальных, чтобы разрешить эту проблему.

Блоггер под ником slovpak разместил под заголовком "Эту страну не победить… вот такой вот бизнес" объявление недавно появившееся в городе Улан-Удэ. Мы процитируем его полностью, кроме указанного в объявлении шестизначного номера телефона.

"Бутылка в аренду. Мы рады предоставить новую услугу в нашем славном городе. Ночная аренда бутылки. Вы не знаете, где купить бутылку ночью в городе Улан-Удэ? Мы тоже не знаем! Да и по законодательству ее нельзя купить. Мы же предлагаем совсем другое. Мы предлагаем Вам взять бутылку у нас в аренду! Вы можете вернуть ее утром, а можете и не возвращать! Наши цены очень демократичны!

Итак, что же такое ночная аренда бутылки. Вы звоните на наш номер телефона, оставляете заявку, какую бутылку с какой этикеткой вы бы хотели арендовать, после этого мы отправляемся к Вам! В течении десяти секунд мы с вами подписываем договор и вы, оплатив стоимость аренды и залога, получаете бутылку! Наш арендный договор действует до восьми утра, если к этому времени по указанному адресу не будет возвращен объект аренды, то ваш залог остается у нас!

Мы работаем для вас с 22:30 до 05:00 ночи! Ежедневно!"

Понятное дело, что размещение подобного объявление было встречено на ура. Заголовок напомнил крылатую фразу Михаила Задорнова и поэтому один из "френдов" предложил "переправить фотку" этому эстрадному мастеру слова. Кое-кто тотчас заметил, что ранее подобными объявлениями пестрил интернет, а вот теперь аренда пошла в народ. Поголовно всем нравится, с какой издевкой поддели авторы "бутылки в аренду" закон "тупоголовых чиновников, которые, словно дети малые, не смыслят, что запрет не решает проблему, а только усугубляет". Наши депутаты-законодатели по неведомой причине любят упражняться в принятии чудаковатых решений, касающихся "трех китов" — водителей, водки и проституции.

Несколько поколений советских людей выросли и жили при дефиците и немудрено, что их потомки снова обращаются к их опыту. Четверть века назад, когда в СССР развернулась антиалкогольная кампания, которую и сам Михаил Горбачев задним числом считает полностью провальной, бутылку водки можно было приобрести за "червонец" практически у любого таксиста. Сколько бабок — и не только старушек — возносили молитвы безголовым чиновникам, затеявшим изначально гиблое дело борьбы с зеленым змием!

В стране, где девизом огромного числа населения является фраза лирического героя песни Владимира Высоцкого "Если я чего решил, я выпью обязательно", любое ограничение в доступе к алкогольным напиткам приводит к традиционным способам решения этой проблемы. Проблема заключается в том, что запрет приводит к спаиванию населения дешевым и некачественным пойлом. Не всякий желающий продолжить застолье рискнет потратиться на ресторан. В круглосуточных заведениях спиртное продается в любое время, но цена на него заведомо выше магазинной. Добавьте сюда расцвет самогоноварения и предприимчивых деляг, наживающихся на "народном горе".

Когда появляются слухи — еще хуже, когда они подтверждаются — о подорожании алкогольной продукции, то перед глазами возникают кадры оперативной съемки о накрытии очередной (капля в море) подпольной фабрики по производству смертельной отравы. Невозможно ликвидировать все незаконные цеха, где в антисанитарных условиях "гонят" спиртное. Отсюда вытекает закономерный вывод, что российским чиновникам выгодно избавляться от определенного балласта в обществе — от разных асоциальных типов, алкоголиков, бомжей. При этом нет абсолютно никакой гарантии, что яд в бутылке не попадет на стол к рядовому потребителю. Проголосовавший за взвинчивание цен или за ограничительные меры на продажу спиртного депутат не менее теневого дельца ответственен за отравление населения страны. Не будем также забывать и о стране, на которую в качестве примера любят у нас порой кивать. Появлению мафии и наркомании в США способствовал именно сухой закон.

Весной 1932 года жители Мурманска пожаловались представителям выездной комиссии Наркомснаба во главе с Анастасом Микояном на редкий (раз в десять дней) подвоз спиртного, что приводило к давкам и дракам у магазинов, оканчивавшимся десятками раненых. Бесперебойная торговля водкой шла лишь в закрытых распределителях для "ответработников" (опять-таки чиновников) и Торгсинах, где отоваривались "сдатчики" (чем не нынешние толстосумы) драгоценных металлов и произведений искусства. Кроме магазинов, существовали и торгсины-рестораны для расплачивающихся валютой иностранцев. Уже в 1936 году Анастас Микоян, назначенный к тому времени наркомом пищевой промышленности, отрапортовал на сессии ЦИК СССР о том, что 163 водочных завода обеспечивают одну шестую часть суши своими изделиями, ассортимент которых постоянно расширялся.

Наличие большого ассортимента, государственный контроль плюс разумные цены на алкогольную продукцию — это не панацея. Но это единственный рычаг, способный выкорчевать самогоноварение, переломить хребет дельцам фальсифицированной продукции и поставить предел росту наркомании.

© 2008 «ОБЩЕСТВО ПРАВОСЛАВНЫХ ВРАЧЕЙ РОССИИ»
Разработка Океанит