Поиск
Сегодня
СРЕДА
22 января
по новому стилю
/
 
9 января
по старому стилю
Православный календарь
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

На главнуюКарта сайтаКонтакты
Новости
Донорство крови за рубежом строится в основном на безвозмездной основе


http://rg.ru/2013/02/08/donorstvo.html
Гражданский долг за 20 евро
Сдавать кровь почетно, но в большинстве стран донорам денег не приносит
На фото: Бывший глава дипмиссии США в Москве Джон Байерли (в центре на втором плане) в 2009 году сдавал кровь в американском посольстве в России
Александр Гасюк, Иван Карташов, Вячеслав Прокофьев, Анна Розэ, Евгений Соловьев, Анна Федякина

В Китае ежедневные потребности крови составляют четыре тысячи тонн, но при этом количество доноров намного ниже рекомендуемых показателей Всемирной организации здравоохранения. В КНР всего лишь 87 на каждые 10 тысяч человек, тогда как по норме ВОЗ должно быть не ниже 454 на 10 тысяч.

Но даже почти катастрофическая нехватка крови не заставила власти страны менять закон, запрещающий платную сдачу крови. Решение отменить покупку крови у простых граждан было принято после массового заражения СПИДом в центральной провинции Хэнань. Как выяснило следствие, причиной эпидемии стала массовая, неконтролируемая продажа зараженной крови. Поэтому сейчас донорство строится практически на безвозмездной основе.

Часть доноров должны выделять предприятия, университеты и воинские части. Сверху дается разнарядка, кто и сколько должен сдать. Ряд провинций и городов вводят систему "донорских ваучеров". Например, если человек сдал 200 мл крови, то он получает разовый сертификат на бесплатное переливание крови, а если 600 мл, то этим правом могут воспользоваться его дети, родители. Дело в том, что в китайских больницах пациенты должны платить за переливание крови, а это дело крайне дорогое.

Во Франции донорство - дело добровольное и бесплатное. Но готовых на это пойти в стране предостаточно. По последним данным, французская армия доноров насчитывает 1,7 миллиона человек, то есть каждый 38-й француз регулярно делится своей кровью. За это, что характерно, никаких евро не получает, не считая, плотного обеда и напитков в виде соков, чая, кофе. Донорство здесь централизованное, за него отвечает государственная структура - Французское учреждение крови (ФУК). В его ведении находится 152 стационарных пункта, а также многие тысячи мобильных, которые постоянно циркулируют по стране. Все желающие сдавать кровь, проходят собеседование и медицинское обследование. Во Франции минимальный срок между сеансами сдачи крови - 8 недель. Причем в год разрешается мужчинам - не более 6 сеансов, а женщинам - 4.

В США, по данным американских медиков, насчитывается 120 миллионов граждан, отвечающих жестким требованиям в области донорства крови. Однако на регулярной основе станции переливания крови посещают около 25 миллионов человек, что составляет менее 10 процентов населения страны. Банки крови в США пополняются исключительно на безвозмездной основе - так еще в начале 1970-х годов постановил американский конгресс. В среднем американский донор сдает кровь 1,5 раза в год. Интервалы между посещениями станций переливания крови в США составляют 56 дней, а плазму можно сдавать каждую неделю.

В Швеции за последний год сдали кровь около 400 тысяч человек. Из них 250 тысяч являются постоянными донорами. Это один из самых низких показателей в Европе - всего 30 процентов населения (к примеру, в Австрии 66 процентов граждан хотя бы раз становились донорами крови). Это можно объяснить отсутствием материальных стимулов: в Швеции донорство крови является добровольным и бесплатным.

"В Германии организацией донорства занимается Немецкий Красный Крест. Тот, кто часто сдает кровь, после каждого 25-го сеанса сдачи крови получает "Почетную брошь донора". Других преимуществ, кроме бесплатного определения группы крови и быстрого анализа крови, ведущего к контролю общего состояния здоровья, а также бесплатного участия в некоторых мероприятиях и розыгрыше лото, у добровольных доноров нет. Кроме того, после сдачи крови можно бесплатно попить кофе и съесть пару бутербродов. И все-таки Красный Крест не справляется с задачей полного обеспечения донорской кровью.

Общая потребность страны восполняется в основном в больницах и университетских клиниках, где за одну донорскую порцию крови можно получить от 15 до 25 евро, за порцию плазмы или тромбоцитов - от 25 и 40 евро. Кстати, плазма порой становится дополнительным заработком: ее можно сдавать 26 раз в году и таким образом полученная сумма вознаграждения будет больше тысячи евро. От доноров у медучреждений отбоя нет: в берлинской университетской больнице "Шарите" надо посидеть в очереди, чтобы после сдачи крови получить заветный чек.

Сдать кровь в Бразилии может любой житель старше 16 лет. Донорство является добровольным действием и не оплачивается государством. Существуют и требования для доноров. К ним относятся возраст, вес и состояние здоровья. Так, не рекомендуется сдавать кровь мужчинам весом меньше 50 килограмм и женщинам легче 55.


http://rg.ru/2013/02/08/donory.html
Бизнес на крови
Перестали платить за донорство - кровь иссякла
Ксения Бурменко, Светлана Добрыникна, Валентина Зотикова, Лариса Ионова, Денис Кудряшов, Татьяна Кузнецова, Анатолий Меньшиков, Ирина Невинная, Наталия Решетникова, Наталия Саванкова, Александр Федосов, Светлана Цыганкова

В конце января вступил в силу новый закон о донорстве. И уже две недели идут нескончаемые споры: стоило ли отменять платное донорство, не пострадают ли в результате больные, нуждающиеся в крови, ее компонентах и препаратах? Корреспонденты "РГ" получили задание: проверить, что происходит сегодня в больницах и на станциях переливания.

Когда в прошлом году в Тюмени разбился самолет, более тысячи горожан, отстояв многочасовые очереди, сдали кровь, чтобы помочь выжившим в катастрофе. Никто из них и не помышлял о том, чтобы потребовать за свою кровь денежную компенсацию.

Пожар, тяжелая авария с многочисленными жертвами, любое ЧП, где есть пострадавшие встряхивают нас, "хватают за шкирку" и заставляют вспомнить простую истину: помоги другому, чем можешь. И мы действительно "встряхиваемся", и идем, и сдаем кровь, и не думаем ни о бонусах, ни о дивидендах.

Почему же сегодня, после того, как новый закон взял вроде бы совершенно правильный курс на безвозмездное донорство, сразу несколько регионов забили тревогу: запасы крови иссякают, нужно восстанавливать оплату.

Доноры Вологды снова будут получать денежную компенсацию из городского бюджета. Для этого из казны выделят 1 миллион рублей. Такое решение принял глава администрации Евгений Шулепов. Причина проста: с 21 января 2013 года, после того, как вступил в силу новый закон о донорстве, поток сдающих кровь на обеих станциях переливания уменьшился в три раза. В прошлом году в последнюю декаду января - первые дни февраля сдали кровь 1896 доноров, в 2013 году их количество упало до шестисот. Понятно, что это не могло не сказаться на пациентах. В гематологических отделениях областных взрослой и детской больниц сейчас 12 больных, которым ежедневно требуется 106 доз тромбоцитного концентрата. Но заявки в эти дни выполнялись лишь на треть.

Чуть раньше, чем Вологда, объявили о сохранении прежнего порядка сдачи крови и ее компонентов за деньги власти Москвы и Санкт-Петербурга. Москва, например, платила донорам очень щедро: порядка 1000 рублей только в качестве компенсации за питание, плюс около 4-х тысяч за порцию цельной крови (450 мл), больше 5 тысяч - донорам тромбоцитов. В столицах намного больше клиник, здесь сосредоточены федеральные центры, куда поступают тяжелые больные из всех регионов. Соответственно, и потребности в донорской крови тут намного выше, чем в среднем по России.

Закон еще не вступил в силу, а врачи и общественные пациентские организации уже высказывали опасение, что есть угроза кровяного "коллапса".

В других регионах, как сообщают корреспонденты "РГ", ситуация, в принципе, находится под контролем. Как ни странно, наиболее спокойно в относительно небогатых регионах, где в бюджетах не закладывались средства на платное донорство. Но кровь нужна, и волей-неволей в этих территориях развивали донорство безвозмездное. Поэтому в Брянске, Волгограде, Пензе, Тюмени особой напряженности сейчас не испытывают.

- У нас в Ингушетии и раньше никаких денег донорам за сдачу крови не платили. Им выдавали только питание - шоколад, печенье, сгущенное молоко, всего примерно на 100 рублей, - сообщила Мака Тумгоева, главный врач республиканской станции переливания крови. - В последнее время количество людей, добровольно приходящих к нам на станцию, растет. И мы уверены, что не будем испытывать недостатка в волонтерах.
У нас работают общественные организации, активисты выезжают на предприятия. Только с 9 по 15 января у нас прошли три региональные акции - сдавали кровь депутаты, комитет по молодежной политике, сотрудники республиканской ГИБДД.

У нас пять крупных лечебных учреждений - роддом, республиканская больница, противотуберкулезный диспансер и две районные клиники. Нигде на нехватку крови не жалуются.

- Ажиотаж вокруг закона, вероятнее всего, связан с недостаточной информированностью населения, - считает Татьяна Индюшкина, главный врач Алтайского краевого центра. - Мы опросили доноров, они не против получения бесплатного питания. Впрочем, у нас так было и до принятия закона. В Алтайском крае в большинстве своем донорство было безвозмездным. Сегодня краевой центр крови работает в прежнем режиме, ежедневное число доноров почти не изменилось. Уверена, что новый закон не приведет к снижению количества доноров в регионе.

Не опасаются дефицита крови и в Мордовии. По количеству доноров на тысячу человек населения регион входит в число лидеров по стране - 45,5 человек на 1000 населения - это прямо по мировым стандартам. В среднем по России показатель втрое ниже. В Мордовии, как и в соседнем Нижнем Новгороде развито волонтерское движение.

- Доноры у нас практически ничего не потеряли, - говорит главврач республиканской станции переливания крови Ольга Македонская. - Добровольчество в Мордовии активно развивалось и до принятия нового закона: у нас кровь безвозмездно сдают студенты, бизнесмены, служащие, сотрудники правоохранительных органов. Материальная составляющая для наших доноров особой роли не играла - компенсация за питание составляла только 130 рублей.

Получается, что местные власти стали заложниками собственных решений. Принятых в прежние годы. В крупных городах, где акцент делался на платный сбор крови, и были в бюджетах деньги, волонтеры нередко чувствовали себя просто никому не нужными.

В Минздраве напоминают: закон о донорстве был принят летом 2012 года, и у регионов было полгода на то, чтобы перестроиться, "подтянуть" общественность, привлечь на станции переливания добровольцев. " Органы государственной власти всех уровней обязаны принимать меры, направленные на развитие безвозмездного донорства крови и ее компонентов, - заявили "РГ" в министерстве. - Если доноров мало, и при этом высока доля тех, кто сдает кровь за деньги, значит, в регионе просто ничего не делается для более активного участия граждан в безвозмездном донорстве".

Комментарий

Евгений Соколов, Координатор проекта по развитию безвозмездного донорства "Река жизни".

Мы только что закончили очередную акцию по сдаче крови. Проводим такие в Рязани каждые два месяца - за такой период организм донора восстанавливается, и он может снова сдавать кровь. Это - первая акция после того, как закон о донорстве вступил в силу. По сравнению с декабрем, с предыдущей акцией, доноров действительно стало меньше, хотя, подчеркну, у нас приходят только волонтеры.

Ажиотаж, который возник в связи с принятием нового закона, мне не вполне понятен. Да, во всем мире ставка делается именно на безвозмездное донорство - это позволяет свести к минимуму риски передачи с кровью инфекций. И в этом смысле вектор, заданный законом, совершенно правильный. С другой стороны, он и не лишает доноров, сдававших кровь за деньги, такой возможности и дальше. Сохраняется оплата за компоненты крови, за сдачу редких групп крови.

Другое дело, что и власти на местах, и Минздрав мало что делают, чтобы волонтеров становилось больше. Ну, например. Почему станции переливания работают только в рабочие дни, а не по выходным? Почему нельзя, чтобы они открывались пораньше, чтобы волонтеры могли заехать и сдать кровь до начала собственного рабочего дня? Почему свернуты гранты общественным движениям, занимающимся рекрутингом доноров-волонтеров? Почему, наконец, в медицинских организациях, на станциях переливания нет отдельных подразделений или людей, конкретно отвечающих за развитие именно безвозмездного донорства.

Думаю, вполне возможно сохранить и возможность заплатить за кровь, если пациенту срочно нужна конкретная группа крови, а в банке ее нет. Выбрать из реестра зарегистрированных нужного донора, вызвать, взять кровь - и заплатить за "экстренность". Вот в этом, по-моему, нет ничего плохого.

© 2008 «ОБЩЕСТВО ПРАВОСЛАВНЫХ ВРАЧЕЙ РОССИИ»
Разработка Океанит