|
Американские ученые выяснили, что стереотип о превосходстве мужчин над женщинами в математике и смежных с ней дисциплинах вызван не природной склонностью представителей сильного пола к точным наукам, а культурными различиями полов внутри популяций людей http://top.rbc.ru/wildworld/02/06/2009/307391.shtml Ученые: Девочки не менее мальчиков способны к математике
Существующее мнение, что гуманитарные науки больше даются девушкам, а представители сильного пола наиболее успешно преуспевают в точных предметах, в корне неверно. К такому выводу пришли американские ученые после проведения научного исследования, сообщает Reuters.
Как утверждают ученые из Университета Висконсина, опубликовавшие результаты своего исследования в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, такая наука как математика одинаково хорошо дается как мальчикам, так и девочкам, при условии, что и первым, и вторым предоставляются одинаковые возможности и воспитание. Подобное заявление в первую очередь кидает булыжник в огород Ларри Саммерса, который, будучи президентом Гарвардского Университета, в 2005 году заявил, что биологические различия полов объясняют, почему среди профессоров математики меньше женщин, чем мужчин. Сейчас Л.Самммерс занимает пост председателя Экономического совета при президенте США.
"Мы пришли к выводу, что гендерное неравенство, а не недостаток врожденных способностей, виновато в том, что меньшее количество женщин преуспевает на математическом поприще в большинстве стран, включая Соединенные Штаты", - заявили авторы доклада Джэнет Хайд и Джэнет Мертц.
Свое исследование ученые провели на основе данных "индекса полового равенства" (Gender Gap Index), составленного Всемирным экономическим форумом в 2007 году. Этот ежегодный доклад представляет рейтинг стран на основе занятости населения, экономических и политических возможностей, образования и медицинского обслуживания. США в 2001 году были на 31-м месте из 128 стран. Задавшись вопросом, насколько женщины действительно хуже преуспевают в математике по сравнению с мужским полом, ученые обнаружили, что в странах с наименьшим проявлением полового неравенства количество профессиональных математиков разных полов практически одинаково.
По словам Дж.Мертц, несмотря на то что во многих странах ни у кого не возникает сомнений насчет математических способностей женщин, некоторые эксперты придерживаются теории мужского превосходства. Называя подобную жизненную позицию неверной, авторы доклада приводят данные результатов международной программы оценки знаний и умений учащихся PISA (Program for International Student Assessment), проводившейся среди учеников в возрасте 15 лет. В 2003 году во многих странах, включая Исландию, Таиланд и Великобританию, равное, а то и большее количество девочек, чем мальчиков, набрали 99% очков.
"Если у девушек нет подходящих образовательных способностей, и если они знают, что даже если выучатся, то для них не найдется работы (а значит, зачем напрягаться зря), они выбирают что-нибудь другое", - суммировали авторы исследования. Впрочем, как отмечают ученые, гендерные предрассудки, касающиеся точных наук, медленно, но верно исчезают из современного общества. " К примеру, в 1970 году только 14% званий доктора биологических наук было отдано женщинам, а математических наук только 8%. Однако в 2006 году их было уже 23%", - добавляют исследователи.
http://gzt.ru/topnews/education/241056.html Женщины оказались не глупее мужчин в математике Алексей Тимошенко
Медики и психологи из США опровергли мнение о том, что мозг женщин изначально меньше приспособлен к занятиям математикой. Исследователи пришли к выводу о том, что существующие различия обусловлены воспитанием, а не генетикой.
Ученые из Мэдисона (штат Висконсин) проанализировали данные о математических способностях школьников. Исследователи использовали сведенья об успеваемости, результаты всеобщего тестирования и данные об участниках международных олимпиад по математике.
Мужской мозг – больше гениев и тупиц?
Ученые проверили гипотезу о том, что мужской мозг более вариабелен. Согласно ей, среди мужчин и мальчиков больше как математических гениев, так и совершенно неспособных к занятиям математикой людей.
За счет такого большего разброса интеллектуальных способностей Лоуренс Саммерс, президент Гарвардского университета и нынешний экономический советник президента США, предлагал объяснить то, что выдающихся математиков все-таки больше среди мужчин. Но его гипотеза о более вариабельном мужском мозге не подтвердилась: результаты девочек оказались столь же разнообразны, как и у мальчиков. Ученые считают что вывод можно перенести и на взрослых.
За пределами научного интереса
Лоуренс Саммерс и его гипотеза, способная объяснить большее количество математиков-мужчин, упомянуты в аннотации работы американских ученых не случайно. В 2005 году Саммерс обратил внимание на то, что в американских университетах женщин-математиков значительно меньше мужчин.
Он предложил три гипотезы: о большей биологической вариабельности у мужчин, о большей готовности мужчин тратить много времени и сил на научную работу и о том, что меньшее количество женщин в науке есть следствие предубежденного к ним отношения со стороны самих ученых.
Несмотря на осторожную формулировку и то, что он озвучил разные гипотезы, Саммерс подвергся резкой критике. В США, где еще в начале XX века действовало евгеническое законодательство, заявления о врожденной разнице между интеллектуальными способностями людей воспринимаются особенно остро. Так, нобелевский лауреат и первооткрыватель структуры ДНК Джеймс Уотсон потерял место в лабораториях Колд-Спринг-Харбор из-за высказывания о том, что в целом интеллект негров может оказаться ниже интеллекта европейцев.
От евгеники к политкорректности
Политкорректность, которая часто является предметом насмешек, в том числе и в самих США, возникла далеко не на ровном месте. Американское общество далеко не всегда было таким, каким оно является сейчас: еще сто лет назад мужчины европеоидной расы имели намного больше прав, чем все остальные. Более того, под эти различия пытались подвести и научную базу.
В 1907 году штат Индиана принял закон об обязательной стерилизации умственно отсталых, а еще в 1896 в Коннектикуте запретили браки со страдающими эпилепсией или умственными расстройствами. В 1924 году Виржиния запретила межрасовые браки, и после окончания Второй Мировой войны американские власти столкнулись с крайне неприятной параллелью между евгеническими законами ряда штатов и политикой, которую проводила нацисткая Германия.
Середина XX века стала периодом перемен: в ряде штатов доходило до того, что для охраны детей из негритянских семей приходилось привлекать национальную гвардию. Расовый вопрос удалось отчасти сгладить, но на волне протестных движений 1960-х годов поднялись и другие проблемы. В частности, о своем неравноправии заявили женщины.
Эти заявления нельзя назвать совершенно беспочвенными: право на участие в голосованиях за женщинами закрепила лишь вышедшая в 1920 году 19 поправка к конституции страны. Равная зарплата была юридически закреплена лишь в 1963 году, но фактически была воплощена позже. В том, что до сегодняшнего дня американское общество весьма болезненно реагирует на вопросы неравенства между полами или расами, нет ничего удивительного.
Женщины в физике и математике
Помимо широко известного примера Марии Кюри, стоящей у истоков исследования радиоактивных элементов, мировая наука может вспомнить еще как минимум двух женщин: Софью Ковалевскую и Эмми Нетер.
Их судьба отчасти схожи: обе работали в области математики и физики и иммигрировали из родной страны (России и Германии) за рубеж и обе умерли в сравнительно молодом возрасте (41 и 53 года). Ковалевская разработала теорию вращения различных тел (в частности, колец Сатурна), а Нетер доказала что законы сохранения связаны с симметрией пространства и однородностью времени.
Обе столкнулись с тем, что сейчас называется дискриминацией: Софье отказали в обучении в университетах Российской империи, а Эмми Нетер не получила звания приват-доцента Геттигенского университета даже с поддержкой Давида Гильберта, знаменитого математика того времени.
Новый взгляд
В современных США, согласно данным психологов из Мэдисона, девочки показывают такие же результаты в тестах по математике, что и мальчики. Их мозг не только оказался столь же вариабелен, как и мужской: в среднем результаты девочек не хуже результатов мальчиков. Те различия, которые есть, затрагивают число одаренных детей: одаренных математически мальчиков все же больше. Но и этот разрыв, как установили ученые, сокращается – по их мнению, он обусловлен в большей степени культурными, нежели генетическими факторами. Если они правы, то через какое-то время мужской мозг будет не более «приспособлен» к математике, чем женский, поскольку психологи исследовали непосредственно формирование математического мышления во время обучения в школе.
Эти данные интересно сопоставить с работой шведских ученых, которые изучали изменения интеллекта школьников за последние 40 лет. Исследователи из Швеции показали, что у девочек пространственные способности в последние десятилетия развиты даже лучше, чем у мальчиков.
|
|