Заявление о современных тенденциях легализации эвтаназии в России. Возникновение проблемы эвтаназии нашем обществе непосредственно связано с "мировоззренческим плюрализмом", признающим существование разных типов ценностных ориентций, включая позицию, допускающую убийство и "право человека на смерть". По мнению сторонников легализации эвтназии, это "право" должно быть защищено законом и включать соответстующее организационное обеспечение, используя возможности современной фармакологии и и социльного института здравоохранения. Церковно-общественный Совет по биомедицинской этике Моковского Патриархата считает необходимым в связи с этим заявить следующее.
Признавая ценность жизни каждого человека, его свободу и достоинство как уникальных свойств личности, созданной по образу и подобию Божию, православные священнослужители, ученые, врачи, считают недопустимым реализацию любых попыток легализаии эвтаназии как действия по намеренному умервщлению безнадежно больных людей, рассматривая эвтаназию как особю форму убийства (по решению врачей или согласию родственников), либо самоубийства (по просьбе пациента), либо сочетание того и дргого. Совет выступает против эвтаназии в любой форме, поскольку ее применение неизбежно приведет:
а) к криминализации медицины и к потере социального доверия к институту здравоохранения;
б) к поруганию бесценного дара человечской жизни;
в) к умалению достоинства врача и извращению смысла его профессионального долга;
г) к снижению темпов развития медицинского знания, в частности, разработок методов реанимации, обезболивающих препаратов, средств для лечения неизлечимых заболеваний и т.п.;
д) к распространению в обществе принципов цинизма, нигилизма и нравственной деградации в целом, что неизбежно при отказе от соблюдения заповеди "не убий".
Квалифицированный врач должен учитывать, что просьба больного об ускорении его смерти, может быть обусловлена состоянием депрессии, лишающим его возможности правильно оценивать свое положение. Нельзя забывать и об особенностях человеческой личности, до последней минуты жизни обладющей свободой выбора и правом на изменение решения.
В свете этих факторов Совет считает эвтназию неприемлемой в нравственном отношении и категорически возражает против рассмотрения законодательных проектов, пытающихся юридически оформить возможность ее применения и тем самым внедрить в общественное сознание допустимость убийства или самоубийства с помощью медицины.
СОПРЕДСЕДАТЕЛИ
Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике:
Епископ Тихвинский Константин
Ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии
Протоиерей Дмитрий Смирнов
Проректор Свято-Тихоновского Богословского института
Профессор Недоступ Александр Викторович
Доктор мед. наук, председатель Москоского общеста православных врачей
Утверждено на заседании Совета 03 мая 1999 года
|