"Чтоб творить им совместное зло потом, поделиться приехали опытом": В Москве прошло французско-российское ювенальное сборище. Израиль: Социальные работники обладают неограниченной властью. Россия: Размышления об октябрьских изъятиях детей http://miloserdie.ru/index.php?ss=4&s=19&id=13649 "Работники образования обязаны реагировать на признаки семейного неблагополучия"
Профилактика – основа системы защиты детей от жестокого обращения, неоднократно отмечалось как российскими, так и французским экспертами в сфере детства на совместной конференции "Защита детей от насилия", прошедшей 9 ноября.
В 2009 году органы опеки и попечительства РФ около 6 тыс. детей изъяли из семьи в связи с жестоким обращением, сообщила директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ Алина Левитская.
По ее словам, признаки неблагополучия в семье, а также детских учреждениях должны выявлять работники образовательных учреждений, которые ежедневно контактируют с детьми. "Работники образования не только могут, но и обязаны реагировать на все прямые и косвенные признаки неблагополучия ребенка… Эта обязанность установлена федеральным законодательством", - отметила А. Левитская.
По ее словам, эти специалисты должны обладать навыками профилактической работы. Поэтому в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" будут проводится курсы повышения квалификации для руководителей и работников образовательных учреждений. Чтобы исключить риск насилия вне семьи, в Госдуме РФ рассматривается законопроект, запрещающий работать в образовательных учреждениях людям, имевшим судимость любой степени тяжести, напомнила А. Левитская.
Как рассказал директор Центра психолого-медико-социального сопровождения "Озон" Евгений Цымбал, наконец-то на государственном уровне появилось осознание необходимости решать проблему жестокого обращения с детьми. "Приходит понимание опасности жесткого обращения, в особенности, сексуального насилия. Однако отсутствует осознание всего круга проблем, связанных с этим вопросом...", - отметил Цымбал. Как пример - законопроект об ограничении доступа осужденных в образовательные учреждения: запрет распространяется только на педагогических работников, однако практика показывает, что около половины преступлений сексуального характера в отношении учащихся совершает "вспомогательный персонал", отметил эксперт.
Кроме того, многие родители пострадавших детей не видят необходимости в их реабилитации. "Все надеятся, что время лучший лекарь… Однако если с пострадавшими от насилия не работали психологи и другие специалисты, велика вероятность того, что из них вырастут люди, которые будут совершать подобные преступления", - пояснил Цымбал.
Он отметил необходимость профессиональной работы как с детьми, пострадавшими от насилия, так и несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации. В качестве положительного примера он привел опыт Франции, представленный на конференции, где ребенок, находящийся в опасном положении, становится объектом пристального внимания различных социальных служб и полиции.
В России, по мнению эксперта, "бросаются в драку, когда нет оснований для такого решительного вмешательства", то есть изъятия ребенка из семьи. "Это подрывает саму идею социального вмешательства в семью. Все, о чем говорится в последнее время на государственном уровне, – до какой степени государство готово впустить специалистов в семью, чтобы защитить интересы ребенка…", - подчеркнул глава "Озона".
Он считает, что социальный патронат, который предусматривает сопровождение семьи, находящейся в опасном положении, согласно одному из законопроектов Минобрнауки, должен заключаться не только на основании договора с родителями, но и "прописываться" на основании решения суда или органов опеки и попечительства как альтернатива административных форм воздействия. "Вмешательство в семью социальных служб должно выстраиваться как альтернатива наказанию. Тогда это будет принято населением", - отметил Цымбал.
Источник: АСИ
|