Поиск
Сегодня
ВОСКРЕСЕНЬЕ
22 декабря
по новому стилю
/
 
9 декабря
по старому стилю
Православный календарь
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

На главнуюКарта сайтаКонтакты
Новости
"Тетрис" блокирует спонтанные воспоминания травмирующих образов


http://medportal.ru/mednovosti/news/2010/11/11/tetris/
"Тетрис" признали уникальным средством от травмирующих воспоминаний

Британские исследователи обнаружили у популярной компьютерной игры "Тетрис" специфическую способность блокировать спонтанные воспоминания травмирующих образов, сообщает PhysOrg.

Ученые из Оксфордского университета сравнили действие на травмирующие воспоминания "Тетриса" и игры-викторины с вопросами на эрудицию Pub Quiz.

В ходе эксперимента 60 добровольцам демонстрировали фильм, содержащий изображения травм, полученных различными способами. Спустя полчаса после просмотра в течение 10 минут 20 участников играли в "Тетрис", 20 - в Pub Quiz и 20 - не делали ничего.

Оказалось, что после игры в "Тетрис" число спонтанных воспоминаний травмирующих образов уменьшалось, а после Pub Quiz, напротив, увеличивалось по сравнению с контрольной группой.

Во втором эксперименте интервал между просмотром фильма и игрой был увеличен до четырех часов. Результат оказался аналогичным. В обоих экспериментах все участники одинаково хорошо могли целенаправленно вспомнить специфические детали фильма.

По словам руководителя исследования Эмили Холмс (Emily Holmes), это свидетельтсвует об эффективности "Тетриса" в ослаблении спонтанных травмирующих воспоминаний без нарушения памяти о событии как таковом и его осмысления в целом. Эффективность проявляется на протяжении критического шестичасового периода после травмирующего события, в который фиксируются воспоминания о нем.

Как пояснила Холмс, разум функционирует по двум каналам, которые обычно сбалансированы: сенсорному, включающему непосредственное восприятие мира через органы чувств, и концептуальному, оценивающему значение воспринимаемой информации в контексте. Предположительно, травмирующие образы сильнее действуют на первый канал.

Поэтому "Тетрис", также воспринимаемый преимущественно сенсорно, конкурирует с ними при обработке мозгом, а Pub Quiz, задействующий концептуальный канал, напротив, усиливает.

Исследователи рассчитывают применить полученные результаты в лечении пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР, PTSD) и схожими заболеваниями.


http://www.utro.ru/articles/2010/11/11/936120.shtml
Тетрис восстанавливает память
Ольга ЗАНДЕР

Культовая компьютерная игра тетрис является не только великолепным развлечением, тренирующим мозг, но и помогает врачам-психиатрам. Оказывается, с помощью падающих разноцветных фигурок можно восстанавливать воспоминания, спрятанные в глубинах сознания.

Ученые называют тетрис уникальным, ни один другой тип игр не может быть использован в медицине для борьбы с посттравматическим депрессивным синдромом, цитирует журнал PloS ONE "РИА Новости". "Люди, пережившие в прошлом страшные события, испытывают огромный стресс, им часто снятся кошмары, неприятные сцены возникают в сознании и днем", - рассказала психолог Эмили Холмс. Память пациентов, играющих в тетрис, возвращается, в среднем, в два раза быстрее, утверждают британские психологи. При этом болезненные флэшбеки - острые воспоминания о травмирующих событиях прошлого у них возникаю гораздо реже.

На примерах солдат, которые вернулись из горячих точек, ученые Оксфордского Университета продемонстрировали, что благотворное воздействие игры на людей с посттравматическим синдромом проявляется уже через четыре часа после травмы. Тетрис не просто отвлекает внимание людей, но каким-то образом взаимодействует с умственными механизмами, отвечающими за формирование внезапных воспоминаний, уверены психологи. "Позитивный эффект от игры в тетрис состоит не в удалении воспоминаний, а как бы в сглаживании их острых углов", - сообшила доктор Холмс.

Плохие воспоминания характерны для человека, испытывающего посттравматический депрессивный синдром. Это состояние врачи часто обнаруживают у военных, побывавших в бою. Также его можно встретить у людей, которые перенесли тяжелые физические травмы, одновременно с этим нарушается и психической равновесие. Согласно статистике, которую приводит "РИА Новости", люди с посттравматическим депрессивным синдромом с большей вероятностью, по сравнению со здоровыми, могут стать недееспособными или погибнуть в результате несчастного случая или от болезни.

Тетрис считается самой известной в мире компьютерной игрой. Ее разработал русский программист Алексей Пажитнов. В этом году тетрису исполнилось 26 лет.


http://www.gzt.ru/topnews/science/-igra-v-tetris-pomogaet-izbavitsya-ot-koshmarov-/333710.html?from=1columndownfromindex
Игра в тетрис помогает избавиться от кошмаров
Алексей Тимошенко

Игра в тетрис помогает избавиться от травмирующих воспоминаний. Неожиданный эффект одной из первых компьютерных игр обнаружили психологи.

Статья, в которой исследователи из оксфордского университета обосновывают возможность применения тетриса для психотерапии, появилась в журнале PLoS ONE. Серия экспериментов со здоровыми добровольцами показала, что после игры в тетрис существенно снижается частота «флешбэков» — ситуаций, когда на человека неконтролируемо нахлынывают неприятные воспоминания.

Не все воспоминания одинаково полезны

Проблема, которой занялся коллектив исследователей с факультета психиатрии при одном из самых уважаемых университетов мира, далеко не надумана. С травмирующими воспоминаниями сталкиваются люди даже в благополучных странах — автокатастрофы, смерть близких, насильственные преступления, пожары и прочие происшествия происходят везде. Там, где идут военные действия, в регионах гуманитарной катастрофы, посттравматические стрессовые расстройства (психологи и психиатры используют сокращение ПТСР или PTSD) встречаются повсеместно, существенно снижая качество жизни людей.

Для борьбы с ПТСР психиатры и психологи ищут различные методы. Зачастую с активным участием нейробиологов, которые уже смогли доказать то, что можно ослабить эмоциональную составляющую воспоминаний — не стирая памяти о событии как таковом. Но пока эта методика испробована лишь на мышах, и потому идет активный поиск других способов, особенно в рамках психотерапии как таковой.

Тетрис против викторины

Одна из самых первых массовых компьютерных игр (по крайней мере в СССР, так как к 1984 году за рубежом уже были и многие другие) сравнивалась исследователями с викториной. И тетрис, и серия вопросов должны были отвлекать участников, заставляя мозг работать над решением каких-то задач, не оставляющих место флешбэкам — по сути, срабатывал эффект отвлечения.

Психологи предположили, что если участникам вначале показать пугающий фильм со сценами автокатастроф и хирургических операций, а потом в следующие четыре часа давать отвлекающие задания, частота неприятных воспоминаний будет уменьшаться. Подборка аварий и хирургических сцен еще в прошлых исследованиях зарекомендовала себя как неприятная, способная вызвать серию спонтанных воспоминаний — но все-таки недостаточная для формирования у здорового человека настоящего посттравматического расстройства.

Более того, ученые выбрали викторину и тетрис как задачи, вовлекающие в процесс своего решения разные отделы мозга. Тетрис требует пространственного мышления и активной работы зрительной коры, а викторина — абстрактного мышления и выражения своих мыслей на бумаге. Теоретически эффективность викторины для вытеснения визуального ряда должна была быть ниже — что и подтвердилось на практике.

Практика

Практические рекомендации, которые могут последовать за открытием (авторы достаточно осторожны и говорят именно о возможностях, а не о необходимости тут же начать действовать) таковы — в первые четыре часа после травмирующего опыта человека имеет смысл отвлекать, но не всегда разговорами. Более того, анализ частоты флешбэков после того, как людям предлагали решать викторину, показал, что им становилось не лучше, а хуже по сравнению с теми, кого не трогали вовсе!

Четырехчасовой промежуток так же важен. В прошлых исследованиях было показано, что после получения мозгом любой новой информации запускается процесс консолидации памяти: память из краткосрочной переходит в долговременную форму. Это «затвердевание» воспоминаний можно нарушить, лишь пока оно не завершено — через несколько недель справится с развившимся ПТСР будет сложнее.

© 2008 «ОБЩЕСТВО ПРАВОСЛАВНЫХ ВРАЧЕЙ РОССИИ»
Разработка Океанит