|
Патриотизм вместо физики - лекарство от ксенофобии? http://www.gzt.ru/topnews/education/-vospitanie-grazhdanina-i-patriota-vazhnee-/339849.html?from=1columndownfromindex «Воспитание гражданина и патриота важнее математики и физики» Евгений Насыров
Для российских старшеклассников оставят только три обязательных урока: ОБЖ, физкультуру и новый предмет: «Россия в мире». Остальные дисциплины сформированы в 6 предметных областей, из которых подростки смогут выбрать только семь предметов для обучения. Обычный школьный день дополнят усиленным патриотическим воспитанием. О новом образовательном стандарте для старшей школы в интервью GZT.RU рассказал автор поправок, гендиректор издательства «Просвещение» Александр Кондаков. Когда новые стандарты утвердит Минобрнауки это станет «масштабной реформой всей старшей школы».
— Вчера на заседании Государственно-партриотического клуба партии «Единая Россия» вы представили новый стандарт обучения для старшеклассников? Действительно ли в будущем будет сделан крен с привычных учебных дисциплин на воспитание из молодых людей патриотов.
- Каждый слышит то, что хочет слышать. Я представлял новый стандарт, но заседание касалось, прежде всего, патриотического воспитания в школах. Я и сделал акцент в презентации на этих вопросах. Для любого государства воспитание гражданина и патриота своей страны является главной задачей, оно важнее математики или физики. Физику можно выучить потом, если не выучил, математику можно выучить. Но воспитать ценностную сферу гораздо сложнее. Потом не наверстаешь. И поэтому к такого рода воспитанию вместо школ подключаются совсем другие организации, совершенно иного свойства. Что и продемонстрировали последние события на Манежной площади. Итог этого крайне печален.
— Что конкретно изменится с перечнем учебных дисциплин?
- Я говорил, что необходимо снизить нагрузку на школьника. Сегодня старшеклассник изучает от 18 до 21 предмета одновременно. Мы предлагаем снизить количество предметов вдвое: до максимум 10 предметов. Мы будем затачивать старшеклассников на дальнейшую успешную социальную и профессиональную деятельность и профобразование. Поэтому, учитывая результаты эксперимента по профильной школе, мы предлагаем 3–4 предмета оставить на так называемом профильном уровне. Остальные — на базовом уровне. И конечно школьники смогут учиться во второй половине дня, которая будет отвечать интересам молодого человека: это будут дополнительные занятия или кружки. Все содержание образования и духовно-нравственного развития в школе должно быть направлено на гражданственно-патриотическое становление подростка. Основная задача школы будущего — формирование гражданского общества России.
— А что это за 10 предметов?
- Три предмета будут обязательными: ОБЖ, физкультура и новый предмет — «Россия в мире» (синтез истории, обществознания, географии и культурологи, направленный на формирование цельного образа страны в мире, — GZT.RU). Остальное подростки смогут выбрать из шести предметных областей: «русский язык и литература или родной язык и литература», «иностранные языки», «математика и информатика», «естественные науки», «общественные науки», «искусство» или «предметы по выбору».
— В связи с вступлением в силу нового закона о бюджетных учреждениях, в обществе возникли опасения, что не все общеобразовательные дисциплины останутся бесплатными. А якобы, бесплатными окажутся только три предмета, а остальные — по желанию и за отдельную плату. Можете подтвердить или опровергнут эту информацию?
- Все, что гарантированно Конституцией — останется бесплатным. Все эти разговоры носят псевдодискуссионный характер. Надо внимательно читать законы. Никакого введения платного образования ни 83 федеральный закон, ни новый стандарт образования не несут.
— Тем не менее, то, что вы предлагаете, это серьезнейшая реформа школы.
- Да, это очень серьезная масштабная реформа старшей школы. Поэтому мы ведем очень серьезное обсуждение с общественностью и профессионалами и на политическом уровне. И я могу вам сказать, что эти новые стандарты везде встречают полную поддержку. Мы должны понять, что для нас всех главное. То что мы называем полным средним образованием, или те навыки подростка, которые помогут ему стать успешным и следовательно успешным станет государство и общество. Так вот новый стандарт вполне сравним с подходами к обучению молодежи на старшей ступени в ведущих странах мира.
— Действительно ли усиление патриотических дисциплин в школе связано и с последними событиями в Москве и ростом национальных конфликтов?
- Вы правы. У современной молодежи совсем нет понимания того, что мы живем в поликультурном, полинациональном, поликонфессиональном мире. Не воспитано чувство толерантности, уважения к другим народам. Нет умения слышать и слушать других людей. Именно на это мы намерены максимально нацелить новые стандарты. Наши дети должны жить в стабильном государстве.
— Не помешают ли новые стандарты с креном на патриотизм молодым людям при подготовке к поступлению в вузы.
- Именно идеи дальнейшего профобразования заложены в идею стандартов на всех уровнях школы: начальном, среднем и высшем. И впервые мы согласовываем стандарт с высшей школой. Привязываем свои идеи к запросам заказчика — то есть системы профобразования.
— Да, но ректоры ведущих университетов недовольны подготовкой абитуриентов. Особенно по естественнонаучным дисциплинам.
- Я беседовал недавно с союзом ректоров Дальневосточного округа. Специально по теме новых стандартов. Мы спрашивали о том, чего не хватает среднестатистическому первокурснику. После двух часов дискуссии в протоколе записали следующее: во-первых, огромное количество избыточного знания, а во вторых, отсутствие компетенций, необходимых современному студенту. К оценочным суждениям надо относиться крайне аккуратно и системно. А то, что у нас в целом снижается уровень подготовки — это факт.
— Вам и вашим новым стандартам уже предъявляют претензии, что вы, дескать, хотите заменить знания, необходимые для развития личности — воспитанием патриотов, верных государственной системе
- Те, кто обвиняют нас, просто путают понятие патриота и гражданина России. Я могу завершить этот разговор словами выдающегося деятеля России Петра Столыпина: «сначала надо воспитать гражданина, а потом гражданственность сама воцарится на Руси».
http://www.pravda.ru/society/family/pbringing/17-12-2010/1061356-xenophobos-0/ "Патриотизм" вместо физики - лекарство от ксенофобии?
На днях представители партии "Единая Россия" сообщили, что нашли способ победить ксенофобию россиян. Они предлагают изменить школьную программу таким образом, чтобы в старших классах вместо углубленного изучения профильных предметов было введено "патриотическое воспитание" школьников. Однако поможет ли подобный проект излечить данную напасть?
Предложение, прозвучавшее 16 декабря нынешнего года на заседании Государственно-патриотического клуба "Единой России", по сути дела, является "скороспелой" эмоциональной реакцией на столичные беспорядки 11 и 14 декабря, поскольку ни о каких серьезных выводах, основанных на глубоком анализе ситуации, говорить не приходится — за столь малое время подобный анализ просто невозможен.
Что же это за "эпохальное решение"? Его автор, генеральный директор издательства "Просвещение" Александр Кондаков, заявил, что все эти негативные явления — результат отсутствия у молодежи надлежащего патриотического воспитания. "Последние годы в школе мы давали только знания, но не воспитывали. Результатом этого стало побоище на Манежной площади", — сообщил он собравшимся единороссам.
Интересно, что, делая столь "глобальные" выводы, г-н Кондаков как-то упустил из виду, что обычно воспитанием ребенка занимается не только школа, но и семья, причем в ряде регионов (например, на Северном Кавказе) куда в большей степени. Не исключено, конечно, что детей директоров крупных компаний, бизнесменов и госслужащих высокого ранга действительно воспитывают в основном педагоги, а не родители, поскольку тех вечно нет дома, однако в трагическую декабрьскую субботу на Манежной площади "привилегированных" детей как раз и не было. Так что на чем основан подобный вывод, лично мне не понятно.
Однако вернемся к сути предложения единороссов. Главной целью педагогов старших классов, по их мнению, должно стать воспитание нравственного и ответственного патриота. А для этого, согласно проекту, учебный день начиная с 9-го класса нужно разделить как бы пополам (причем не понятно, какая "половина" большая): в первой половине будут проходить собственно уроки, во второй — поисковые работы на полях боевой славы и прочие акции, направленные на формирование гражданина.
Но это еще не все. Для осуществления подобного проекта школьную программу, естественно, придется сократить вдвое. Так что — радуйтесь, старшеклассники, и плачьте, родители! — школьных предметов останется всего девять. Из них четыре будут обязательными — это физкультура, основы безопасности жизнедеятельности, "гражданская зрелость" (не совсем понятно, что это за птица, наверное, что-то вроде советских "Основ государства и права"), и "Россия в мире" (что-то вроде "Истории Отечества"). Остальные же пять — "по выбору".
Интересно, что последний пункт все-таки вызвал некоторую дискуссию. Скептики привели контраргумент, согласно которому это предложение лишит старшеклассников возможности поступать в вузы. Предположим, говорили они, молодой человек интересуется естественными науками. Значит, он выберет химию, физику, алгебру, биологию. Но ведь это уже четыре предмета! Выходит, из языков он сможет изучать только один: либо русский, либо иностранный, либо ни одного, если его интересует география. Однако знаний лишь по этим предметам недостаточно, чтобы успешно сдать вступительные экзамены.
Однако их оппоненты заверили, что все не так страшно и эта проблема легко решается. Ведь можно объединить близкие предметы в так называемые "интегрированные курсы": к примеру, химию, физику и биологию можно "скрестить", в результате чего родится единый предмет под названием "естествознание". Так что времени для изучения языков, математики и других дисциплин будет достаточно.
По мнению авторов проекта, нововведение позволит в дальнейшем избежать событий, аналогичных тем, что случились недавно в российской столице. Приводились даже некоторые расчеты (правда, не понятно, как и кем сделанные): если проект будет принят, то уже через 5-7 лет "производство патриотов" будет поставлено на поток. А это, в свою очередь, искоренит национализм, ксенофобию и прочие негативные явления (хотя опять-таки, не ясно, каким образом).
Уважаемые читатели, вам это ничего не напоминает? Лично мне напоминает! Реформу образования, проведенную нацистами в Германии в 30-х годах прошлого века. Там тоже делили учебный день напополам, причем вторая половина была посвящена патриотическим мероприятиям. И так же "скрещивали" предметы в интегрированные курсы, чтобы высвободить время для "идеологически правильных дисциплин". Что из этого получилось, всем хорошо известно.
Однако не будем вслед за единороссами поддаваться эмоциям, а попробуем на минуту представить, что обсуждаемое "ноу-хау" все же воплотилось в жизнь. Что же тогда будет? На самом деле ничего хорошего. Ведь старшие классы нужны в школе, чтобы подготовить учащихся к получению высшего образования (те, кто не хочет поступать в вуз, заканчивают учебу в девятом классе, а потом идут в техникумы и профтехучилища). Данный же проект лишает школьников необходимой подготовки.
Ну скажите, пожалуйста, куда возьмут человека, который не изучал на углубленном уровне физику или биологию, а два года зубрил какое-то абстрактное естествознание? Ни на физический,ни на биологический факультет университета, например МГУ, он точно не попадет — там большинство экзаменационных вопросов по профильной дисциплине подразумевают углубленное знание предмета, а его-то новый проект как раз и не предусматривает.
И кто же в итоге будет работать в создаваемом ныне иннограде "Сколково"?! Не физики, не химики и не биологи, а неведомые "естествознанцы"! Можно представить, что они там будут разрабатывать! Видимо, неизвестные науке "естествознанческие инновации", от которых, без сомнения, не будет никакого толку: давно уже не секрет, что для современной науки и нынешних технологий характерна очень узкая специализация. Хотя решить проблему "утечки мозгов" проект, конечно же, поможет — через те самые пять-семь лет "утекать" будет просто нечему.
Однако самое интересное заключается в том, что поставленную задачу, то есть предотвращение распространения ксенофобии, предлагаемая концепция не в силах решить, поскольку авторы проекта, видимо, не совсем понимают, откуда она берется. Современные исследования антропологов доказали, что данная поведенческая программа человека, к сожалению, является врожденной, то есть запрограммированной на генетическом уровне. Иначе говоря, каждый ребенок исходно ксенофоб. Когда-то в этом был заложен глубокий смысл: во времена, когда первобытные люди только начинали становиться разумными, ксенофобия была выгодным приспособлением для отдельной человеческой группы, — во-первых, она предотвращала скрещивание Homo sapiens с близкородственными видами, а во-вторых, не позволяла стае бесконтрольно разрастаться за счет пришлых особей (в этом случае для нее просто не хватило бы пищи).
Однако, когда люди усовершенствовали навыки выживания, научились делать запасы еды, что позволило им не зависеть напрямую от природных условий, ксенофобия стала невыгодна — дальнейшее совершенствование технологий невозможно без постоянного обмена информацией, а ксенофобия ему мешает. Поэтому данная поведенческая программа ушла в глубины психики, на подсознательный уровень, который контролируется центрами, отвечающими за разумное поведение. Однако до конца она все-таки не исчезла.
Психологи доказали, что, когда условия жизни людей катастрофически ухудшаются, из глубин их сознания вырываются на поверхность самые архаичные поведенческие программы. Ксенофобия — одна из них, причем самая "слабая", поскольку справиться с этой напастью достаточно просто.
Достаточно лишь улучшить условия жизни, и разум снова возьмет психику под контроль и прогонит "гостей из прошлого" обратно в "подвалы сознания". Правда, для этого необходимо, чтобы разум человека был достаточно натренированным, иными словами — его носитель должен быть умным и образованным, иначе он просто не сможет понять, что случилось с его сознанием.
Однако предлагаемый проект лишает наших детей возможности стать умными и образованными. Логично предположить, что при небольшом ухудшении условий жизни, когда ксенофобия опять вырвется наружу, инструмента, который мог бы с ней справиться, у них не будет. И мы получим не спад ксенофобских и националистических настроений, а наоборот — их небывалый всплеск. Вот тут-то уж точно одной Манежной площадью дело не обойдется!
Так что, перед тем как выносить подобные поспешные проекты на обсуждение в законодательные органы власти, нужно сначала хотя бы чуть-чуть изучить проблему. Например, выяснить, сколько человек, принимавших участие в погроме, имели полное среднее образование, какова доля выходцев из проблемных семей среди погромщиков, каков их средний годовой доход и т. п. По крайней мере, после такого исследования можно будет четко представить, какая группа граждан нашей страны наиболее подвержена ксенофобии. А потом уж решать, как реформировать школьное образование, чтобы оно помогало справиться с наследием каменного века…
Антон Евсеев
http://www.ruskline.ru/news_rl/2010/12/18/protodiakon_andrej_kuraev_zdes_problema_ne_v_ksenofobii/ Протодиакон Андрей Кураев: «Здесь проблема не в ксенофобии»
Известный публицист о причинах событий на Манежной площади … «Мне бы хотелось, чтобы оценка этих событий в общественном сознании была бы многосложной. После того, как будут сказаны слова с осуждением погромов и насилия, слова, которые по своему очень важны, после этих святых банальностей, важно, чтобы все-таки было найдено понимание того, что все-таки людей доводит до такой крайности», - сказал известный публицист, протодиакон Андрей Кураев в интервью порталу Накануне.ru, комментируя события 11 декабря в Москве на Манежной площади.
На вопрос о наличии в стране всплеска националистических настроений и ксенофобии, о. Андрей Кураев ответил, что «большая пресса, та, которая считает себя либеральной, должна перестать считать русский народ своим врагом». «Русский народ очень терпим, и нет у нас ксенофобии, - заявил протодиакон. - Заметьте, общественное мнение однозначно осуждает выходки скинхедов, направленные против таджиков, узбеков, африканцев, и совсем другая возникает реакция, когда проходит информация о столкновениях с северо-кавказцами, гражданами России. Значит, здесь проблема не в ксенофобии. Не надо! Это словечко закрывает настоящую проблему, вместо того, чтобы ее понять».
«Я хочу спросить, неужели наша страна настолько труслива, что не может найти в себе мужество, чтобы признать правду? – продолжил о. Андрей Кураев. - У нас есть реальные несовместимости в разных культурах, не субъективные - реальные. Если мы отказываемся даже в научной среде обсуждать эти обстоятельства, то мы капитулируем перед проблемой. Мы старательно избегаем даже слов, которые могут эту проблему обозначить. Когда я говорю о несовместимости культур, то, прежде всего, мне кажется совершенно очевидной несовместимая культура, например, мальчишеской драки. В русской традиции драка до первой крови, в русской традиции "западло" идти на драку с кастетом, "западло" нападать на того, кто более слаб. Если я - кандидат в мастера спорта, а передо мной "ботаник", в нашем понимании, подло вступать с ним в драку и тем более первым начинать, а в понимании северокавказских парней это все нормально, если против тебя - славянин. И это серьезно. Здесь надо четко ставить вопросы, если вы всерьез хотите привнести такие духовные сценарии в Россию, мы тогда должны найти средства обороны».
Корреспондент портала отметил, что молодых людей, которые вышли на Манежную площадь, называют националистами, фашистами и даже нацистами, а их выступление называют «неонацистским путчем». «Это виртуальные слова, - сказал о. Андрей. - После того, как виртуальные слова сказаны, мы дальше можем что-то увидеть. Давайте спросим у этих ребят, а они-то согласны такими называться? Понимаете, что происходит, у людей совершенно законное возмущение, если за это мы их называем фашистами, мы реабилитируем слово фашист. В таком случае сотни тысяч людей могут отнести себя с фашистам».
«Да никаких там дел не наделали, перестаньте! – отреагировал протодиакон на реплику "кто-то же наделал дел на Манежной". - Сравните это с тем, что вытворяли в эти дни английские студенты в Лондоне, и вы увидите, что Манежная – это детский сад на прогулке. На самом деле, как это ни странно, но даже так называемое антиглобализационное движение является глобальным. Точно так же есть молодежная контркультура».
«Катастрофа - не то, что было на Манежной площади, а то, что привело к этому. То, что это стало привычным. То, что можно деньгами и угрозами давить на органы власти, на прокуратуру ту же самую. Очень плохо, что под давлением общественного протеста был заменен следователь в этом деле. Это не нормально, это называется паралич власти и системы. Чтобы закон соблюдался, пришлось собирать многотысячные митинги и выслушивать грозные слова Президента», - заключил протодиакон Андрей Кураев.
|
|