Минздравсоцразвития утвердило новые правила составления перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. Цены на медикаменты будут контролироваться. Более 70% товаров, продающихся в российских аптеках, не являются лекарственными средствами http://www.utro.ru/news/2009/06/03/818364.shtml
Утвержден список лекарств, цены на которые будут контролироваться
РБК
Министерство здравоохранения и социального развития РФ утвердило список лекарств, цены на которые будут контролироваться. В список вошли средства для наркоза, анальгетики и нестероидные противовоспалительные препараты, средства для лечения аллергических реакций, противосудорожные средства, средства для лечения нарушения сна и другие.
Мониторинг цен на лекарства будет осуществляться Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзором). Ведомство на основании перечня сформирует список лекарственных средств, подлежащих мониторингу, и направит его в субъекты Росздравнадзора. В случае двухмесячного отсутствия определенного лекарственного средства, включенного в мониторинг, в стационарных лечебно-профилактических и аптечных учреждениях, список подлежит корректировке в конкретном субъекте РФ.
Общее число стационарных лечебно-профилактических и аптечных учреждений, включенных в число участвующих в мониторинге, должно составлять не менее 15% от их общего числа в субъекте.
http://medportal.ru/mednovosti/news/2009/06/03/newrules/
Перечень жизненно необходимых лекарств составят по новым правилам
В среду 3 июня Минздравсоцразвития РФ утвердило новые правила составления перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. До 15 июля проект этого перечня на 2010 год, составленный по новым правилам, будет внесен на рассмотрение правительства. Об этом рассказала корреспонденту ИТАР-ТАСС директор Департамента фармацевтического рынка и рынка медицинской техники Минздравсоцразвития Диана Михайлова.
По ее словам, то, какие препараты войдут в новый перечень, станет известно "только после проведения всех этапов экспертной оценки", но это будут "базовые безопасные препараты, зарекомендовавшие себя на фармацевтическом рынке".
Как пояснила Михайлова, новые правила позволяют любому субъекту федерации подавать заявку на включение тех или иных препаратов в перечень жизненно важных с обоснованием преимущества данных лекарственных средств. После экспертной оценки главных внештатных специалистов Минздравсоцразвития, заявки рассматриваются специальной комиссией министерства.
Директор департамента также заявила, что с сегодняшнего дня Минздравсоцразвития будет жестко контролировать цены на наиболее популярные препараты. Их перечень, включающий 130 наименований, утвержден соответствующим приказом ведомства, а мониторинг возложен на Росздравнадзор.
Еженедельный мониторинг будет проводиться в федеральных и муниципальных учреждениях здравоохранения всех субъектов РФ. "Высокие цены будут опротестовываться [Федеральной службой по тарифам]. Они [субъекты РФ] должны обосновывать свою цену", - сообщила Михайлова.
http://medportal.ru/mednovosti/main/2009/05/29/pharm/
Потолок для фармацевта
В интервью телеканалу “Вести” министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова рассказала о новых мерах по контролю цен на лекарства. По словам министра, в ближайшее время в России будет введен обязательный, а не заявительный порядок регистрации предельных цен на фармацевтическую продукцию. Изменить их в сторону повышения поставщики смогут только после объяснений с Росздравнадзором.
Впереди инфляции
В интервью “Вестям” Татьяна Голикова отметила серьезные “всплески” цен на медикаменты в ряде регионов РФ. По мнению министра, причиной происходящего является не только снижение курса рубля, но и необоснованно высокие уровни торговых надбавок, вводимых перекупщиками. В самом деле, по данным аналитического агентства DSM Group, с января по март 2009 года цены на лекарства в рублях выросли на 12,4 процента, что опережает общие темпы инфляции в России. При этом импортные препараты дорожают в три раза быстрее, чем лекарства отечественного производства. Эксперты уверены, что дальнейший рост цен неизбежно приведет к массовому отказу населения от дорогостоящих лекарств.
По словам Голиковой, для предотвращения подобного развития событий правительство готовит постановление о введении обязательной регистрации предельного уровня цен на лекарства исходя из их себестоимости. Отслеживать соблюдение заявленной политики ценообразования будет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор). При контроле за импортными препаратами Росздравнадзору будет помогать Федеральная таможенная служба, в надзоре за размером торговых надбавок к заявленной стоимости лекарств по регионам будет участвовать Федеральная служба по тарифам. Приказ о порядке мониторинга цен на лекарства в лечебно-профилактических и аптечных учреждениях уже подписан министром. В будущем, для того, чтобы получить разрешение на изменение предельной цены лекарств, поставщикам придется сначала обосновать неизбежность такого шага перед Росздравнадзором, отметила Голикова.
Цепочка монополистов
Вплоть до настоящего времени при регистрации лекарств в России указание предельной цены препарата носило добровольный характер и ни к чему не обязывало поставщика, за которым оставалось право менять заявленные цифры в любой момент по собственному желанию. Часто, в особенности если речь идет об инновационных, не имеющих аналогов и защищенных патентами препаратах, цены на них регулируются лишь представлениями фармкомпаний о финансовых возможностях потенциальных покупателей. При этом на накрутке цен зарабатывают и длинные цепочки посредников, и аптечные сети, многие из которых являются монополистами в своих регионах и могут назначать цены без оглядки на конкурентов.
По данным Росздравнадзора, в течение последних месяцев цены в аптеках и у оптовых поставщиков растут значительно быстрее, чем у производителей лекарств. При этом количество посредников в оптовом звене может достигать 10 и более организаций.
Наиболее высокие цены на жизненно необходимые и важные лекарственные средства (ЖНВЛС) зафиксированы в Москве, Санкт-Петербурге, Тюменской, Свердловской, Омской, Самарской, Ульяновской, Оренбургской областях и Приморском крае. В Башкирии, Самарской, Ульяновской и Оренбургской областях торговые надбавки превышают 100 процентов.
Забота о бюджете
Резкий рост цен на лекарства бьет не только по покупателям. В условиях экономического кризиса государству все сложнее выполнять взятые на себя ранее обязательства перед населением. Существенной статьей расходов для бюджета являются программа дополнительного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан (ДЛО), а также программа дорогостоящего лекарственного обеспечения «7 нозологий», суммарное финансирование которых в 2009 году должно составить около 77 миллиардов рублей.
Большую часть лекарств в рамках этих программ Россия закупает за рубежом. Так, в самой затратной для бюджета программе «7 нозологий» (36,4 миллиарда рублей без учета дополнительного финансирования) до последнего времени отечественные препараты не были представлены вообще. Зарубежные производители фиксируют цены на лекарства в долларах и евро, тогда как финансирование бюджетных программ планируется в рублях. В такой ситуации снижение курса рубля к иностранной валюте грозит резким и очень нежелательным в условиях кризиса увеличением затрат государства.
Сделай сам
Вопрос о преодолении зависимости России от импорта лекарств в последнее время не раз обсуждался на самом высоком уровне. Локализация фармацевтических производств в России и переход на относительно недорогие отечественные препараты теоретически могли бы избавить государство от диктата зарубежных монополистов и обеспечить существенную экономию бюджетных средств. В июне прошлого года премьер-министр Владимир Путин подписал указ о создании совета по развитию отечественной фармацевтической промышленности, в начале нового года совет возглавил вице-премьер Игорь Сечин.
Согласно стратегии развития фармацевтической промышленности, разработанной Минздравсоцразвития и Минпромторгом, к 2020 году доля российских лекарств на рынке в ценовом выражении должна увеличиться до 50 процентов с теперешних 25. При этом не менее 80 процентов отечественной продукции должно будет носить инновационный характер и находиться под патентной защитой. Впрочем, в новых экономических условиях подобные планы вряд ли удастся реализовать. Разработка одного инновационного препарата обходится крупным зарубежным компаниям в сотни миллионов долларов, и нет никаких оснований ожидать в ближайшее время инвестиций такого масштаба в российскую фармацевтику. Более реалистичным подходом является перенос зарубежных фармацевтических производств в Россию, а также выпуск дженериков (копий утративших патентную защиту лекарств) на российских предприятиях.
Впрочем, пока что попытки отечественных фармпроизводителей потеснить зарубежных коллег не привели к заметным успехам. В четверг стало известно о том, что препарат российской компании “Фармсинтез” “Миланфор” - первое отечественное лекарство, претендовавшее на включение в программу “7 нозологий” – не был допущен к участию в конкурсе закупочной комиссией Минздравсоцразвития.
“Миланфор” представляет собой дешевый аналог импортного противоопухолевого препарата “Велкейд”. По подсчетам производителей, замена “Велкейда” “Миланфором” позволила бы государству сэкономить сотни миллионов рублей. Однако, судя по всему, Минздравсоцразвития такой аргумент показался недостаточным. В качестве основания для отказа в участии “Миланфора” в конкурсе указываются недостоверные сведения, представленные в конкурсной заявке производителем лекарства.
Судя по всему, рассчитывать на выгодную для государства конкуренцию между российскими и иностранными фармпроизводителями в ближайшее время не придется. Так что единственным надежным средством экономии средств бюджета останется административное регулирование фармацевтического рынка.
http://gzt.ru/health/2009/06/03/223033.html
Жесткая фиксация
Минздравсоцразвития РФ впервые издал документ, регламентирующий цены на лекарства
С 3 июня Минздравсоцразвития РФ приступило к контролю за ценами на наиболее популярные у населения лекарства. Об этом сообщила директор департамента развития фармрынка и рынка медтехники Минздравсоцразвития Диана Михайлова.
Утвержденный приказом ведомства перечень лекарственных средств содержит 130 препаратов. Это первый подобный документ в России.
Михайлова пояснила, что ранее не было нормативно-правового документа, который бы регламентировал мониторинг цен на лекарства, и органа власти, который бы подобный контроль осуществлял. Теперь Росздравнадзор будет заниматься этой работой в еженедельном режиме.
Среди лекарств, за стоимостью которых будут следить чиновники, известные препараты парацетамол, диклофенак, арбидол, диазепам, нистатин, инсулин, атенолол и другие. Подразделения контрольного ведомства во всех российских регионах будут собирать данные о стоимости входящих в перечень препаратов. "Высокие цены будут опротестовываться", - сказала Михайлова.
В Росздравнадзоре «Газету» заверили, что ведомство к такой деятельности вполне готово и уже ведет ее в пилотном режиме. «Анализировать данные мы будем выборочно по розничному звену, - сказал корреспонденту «Газеты» помощник руководителя ведомства Максим Лакомкин. - Правда, по конкретному механизму наказания нарушителей у нас информации пока нет. Нам сейчас важно распространить опробованный механизм до масштабов общероссийских». Лакомкин пояснил, что регулированием стоимости лекарственных средств будут заниматься несколько ведомств: цену на препарат указывает производитель, обосновывая ее, за применением оптовых и розничных надбавок в зависимости от региона следит Федеральная служба по тарифам, а Росздравнадзор будет держать под контролем окончательную цену на лекарства в рознице.
Отраслевые эксперты оценивают эту меру скорее как имиджевую и особого эффекта от нее не ожидают. «Никаких сверхприбылей в аптечной рознице нет, там сейчас еле-еле сводят концы с концами, наценки минимальны», - сказал корреспонденту «Газеты» директор по маркетинговым проектам центра маркетинговых исследований «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов. Он пояснил, что средний месячный доход российской аптеки (без учета Москвы и Санкт-Петербурга) составляет порядка 700 тыс. рублей, а чистая прибыль - 10 тыс. рублей. Мелик-Гусейнов также предположил, что, влияя на сегмент самых дешевых препаратов, государство даст косвенный толчок к росту цен в более дорогом сегменте брендированных лекарств. Схожей точки зрения придерживается и генеральный директор аналитического агентства DSM Group Александр Кузин. Он также высказал сомнение в действенности предпринимаемых государственными ведомствами шагов. «Реальных механизмов наказания рынка тоже не существует», - заметил Кузин.
ИРИНА ВЛАСОВА
"Газета" №100
http://gzt.ru/health/2009/06/02/223038.html
Лекарства втемную
РСПП и ТПП предлагают государству новую схему лекарственного обеспечения
Составление перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС) не должно более оставаться ведомственным процессом: к нему необходимо привлекать экспертов, представителей финансовых, бюджетных и налоговых служб, органов исполнительной власти субъектов федерации, а также организации пациентов.
Такую резолюцию приняли участники проходившего вчера в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) круглого стола, посвященного вопросам регулирования цен на лекарства и обеспечения государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению. Инициаторами и организаторами дискуссии выступили комиссия РСПП по индустрии здоровья, Торгово-промышленная палата РФ и Клуб инвесторов российской медицинской, фармацевтической и биотехнологической индустрии.
Перечень ЖНВЛС включает в себя 400-500 препаратов, определяемых на экспертной основе, которые закупаются на средства федерального и региональных бюджетов для обеспечения больниц, госпрограмм в здравоохранении и бесплатного предоставления льготникам. Список этот корректируется практически ежегодно качественно и количественно. И если часть препаратов включается в перечень на основе доказанной клинической эффективности и конкурентной цены, то о причинах попадания в него ряда бездоказательных препаратов у медиков и экспертов есть вопросы.
Участники круглого стола предложили законодательно закрепить концепцию формирования перечня ЖНВЛС и утвердить его основные принципы и критерии. По мнению экспертов, документ должен состоять из трех разделов. В первый входят лекарства, применяемые при неотложных состояниях, которые должны гарантированно финансироваться из федерального бюджета и быть доступными всем россиянам. Во втором разделе - препараты, жизненно необходимые для терапии при хронических заболеваниях (ими обеспечиваются отдельные категории граждан по принципу долевого финансирования из федерального и региональных бюджетов). Последний раздел - препараты, улучшающие качество жизни: в их число входят, к примеру, средства от аллергии, кожных заболеваний, обезболивающие (их пациент должен оплачивать самостоятельно).
РСПП и ТПП также выступили за создание уполномоченного госоргана, ответственного за экономическую оценку фармакотерапии и медпомощи в целом. Генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев нужды в такой структуре не видит. «Мы не поддерживаем идею создания спецоргана, отвечающего за составление перечня ЖНВЛС, поскольку очевидно, что это благодатная почва для коррупции, - сказал он корреспонденту «Газеты». - Количество списков лекарств на фармрынке вызывает путаницу даже у участников рынка. Для обеспечения прозрачности необходимо формировать единый список для всех субъектов РФ».
Замруководителя Формулярного комитета РАМН Павел Воробьев считает, что государство должно ориентироваться в закупках препаратов только на доказанные лекарства. По его словам, сегодня процедура Минздравсоцразвития при формировании перечня ЖНВЛС должна быть более открытой. "Протоколы рекомендаций экспертов по включению препаратов в перечень ЖНВЛС, который регулярно готовит наш комитет, публикуются открыто. А в процедурах Минздравсоцразвития нет прозрачности".
ИРИНА ВЛАСОВА
"Газета" №99
Только 30 процентов товаров в аптеках являются лекарствами
Источник: РИА Новости
http://www.pravda.ru/health/312825-apteka-0
По данным Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России, более 70 процентов товаров, продающихся в аптеках страны, не являются лекарственными средствами.
"По нашим данным, в некоторых аптечных сетях доля товаров, которые не являются лекарствами, превышает 70 процентов", - заявил начальник управления ФАС по борьбе с картелями Александр Кинев.
"Некоторые производители пользуются тем, что у населения уровень доверия к товарам, которые продаются в аптеках, выше. Свой интерес от этого имеют и аптечные сети", - отметил он. ФАС, по его словам, продолжит заниматься этим вопросом.
Сегодня ЗАО "ЛОреаль" представило в ФАС документы, подтверждающие, что компания исключила из своих договоров на поставку продукции под товарными знаками VICHY и LA ROCHE POSAY положения, которые противоречат действующему антимонопольному законодательству. Ранее в этих договорах было оговорено условие о продаже товаров только в специализированных помещениях аптек при участии консультанта-дерматолога.
"В соответствии с действующим законодательством аптечные учреждения в России предназначены для продажи лекарственных средств", - заметил Кинев. По его словам, продукция LОreal, о которой идет речь, - это парфюмерно-косметические товары и к лекарствам они не относятся.
|