Житие и страдание святаго мученика Ореста врача
Когда в Риме царствовал нечестивый император Диоклитиан, к нему однажды пришел один из его сановников, по имени Максимин, и сказал:
- «Великий государь, избранник богов и верховный вождь, молю тебя, повели мне пройти Киликийския и Каппадокийския страны и предать различным мучениям ненавистных христиан, противников наших богов и твоей власти. Я сожгу их в огне, потоплю в воде, раздроблю их тела на колесах и сломаю их кости, убью мечем, отдам на съедение зверям, и, погубляя их всякими способами, истреблю и саму память на земле о тех, кои не покланяются великим богам и не повинуются твоему владычеству».
Такая речь Максимина очень понравилась царю, и он отвечал ему:
- "Даю тебе власть уничтожать все нечестивое христианство не только в Киликии и Каппадокии, но и во всем моем царстве, да умножится и возвеличится слава отечественных богов, наших владык и покровителей всей земли".
Приняв такую власть от царя, Максимин с великою гордостью и озлоблением, подобно тому, как хищный волк на овец, или как лев, рыкающий на слабейших зверей, отправился губить неповинных христиан. Достигнув Каппадокийской страны, он вошел в один город, называемый Тианы, (1) и когда стал там спрашивать о христианах, то услыхал от граждан, что в этом городе есть врач, христианин, по имени Орест, который каждодневно с большим усердием учит народ почитать Сына Божия Иисуса Христа и говорит, что нет другого бога, кроме Единого истинного Бога, сущего на небесах. Князь Максимин, услыхав это, повелел тотчас взять Ореста и привести к нему на суд.
Когда Орест был приведен на нечестивый суд, князь гордо посмотрел на него и грозно спросил:
-"Кто ты такой? Скажи нам твое имя?"
Святый отвечал:
-"Я раб Господа моего Иисуса Христа, Единаго Бога всех, имя мое христианин, ибо Кого я раб, Того именем и похваляюсь".
Князь сказал ему:
-"Так как ты дерзнул называть богом Христа, а себя исповедал христианином, то ты достоин казни, но оставь свое безумие и принеси жертву богам, чтобы тебе не потерпеть мучений".
Святый Орест отвечал:
-"Бози, иже небеси и земли не сотвориша, да погибнут (2), а я еще от отрочества своего научился приносить жертву хвалы Богу живому, Коего почитаю чистым сердцем, твоим же безстыдным и суетным бесам, которых ты называешь богами, не поклонюсь".
Князь снова спросил Ореста:
-"Отчего ты не скажешь нам твоего имени, которое тебе дано при рождении?"
"Я сказал тебе, - отвечал святый, - что я христианин, и это имя для меня -гораздо славнее имени, данного мне родителями, и выше всех знаменитых имен в мире. Если же ты желаешь знать то имя, какое я имею от рождения, я скажу тебе: от плотского рождения я получил имя Орест, от духовного же рождения называюсь христианином; а так как духовное рождение выше плотского, то я и считаю для себя большею честью называться христианином, нежели Орестом".
Тогда князь, надеясь хитростью соблазнить раба Христова, стал ему говорить так:
- "Жалею я, Орест, твою молодость, и желаю пощадить тебя; слышал я, что ты и во врачебном деле искусен и потому не буду тебя губить, но советую исполнить царское распоряжение. Сделав так, ты будешь мне вместо сына, будешь почитаем и прославляем всеми; о тебе узнает царь и от него ты получишь великую милость".
Но святый отвечал:
"Не прельстшь меня, князь, хитрыми твоими словами, ибо я не ищу временной почести и не избегаю поношения за Господа моего, но готов претерпеть за Него всевозможные мучения, потому что желаю обрести Его благоволение и наречься Его сыном в Царстве Небесном, ибо даде нам область чадом божиим быти, верующим во имя Его". (3)
На сие князь сказал Оресту:
- "Безумный и дерзкий человек, ты прельщаешься, считая Единым Богом Христа, Коего, как злодея, распяли Иудеи".
Орест отвечал ему:
- "Если-бы ты узнал великую силу Распятаго, то отверг бы суетное почитание идолов и поклонился бы Тому, Кто действительно есть Бог, рожденный от истиннаго невидимаго Бога, соединивший Своею волей Божеское естество с человеческим и избавивший нас от пагубнаго диавольскаго прельщения".
- Выслушав ответ Ореста, князь сказал ему:
- "Своими лукавыми словами ты раздражаешь мой слух; неужели ты и меня хочешь обратить в твою нечестивую веру? Знай, что своих богов я не оставлю и вашему Христу не поклонюсь, а тебе скажу: оставь твоего Христа, поклонись нашим богам и принеси им жертвы, и если это сделаешь, получишь власть, равную моей".
- Но сие не прельстило святаго, и он ответил князю:
- "Я поклоняюсь вечному Богу, всегда мне оказывающему благодеяния, - Господу Иисусу Христу, и Ему служу, бесам же вашим не принесу жертвы и никогда не буду участником в вашем пагубном нечестии".
После этого князь привел святаго Ореста в идольский храм, украшенный золотом и серебром и наполненный драгоценными идолами, и там сказал ему:
- "Поклонись, Орест, сим честным богам".
Но святый отвечал на это:
- "Ты сильно ошибаешься, князь, не зная истины: твои боги сделаны на соблазн людям из золота, серебра, меди и из железа; они не видят, не слышат, так как сделаны руками людей, и не могут ни себе помочь, ни кому-нибудь другому сделать добро, - ради чего же я буду им покланяться?".
Тогда князь снова сказал святому:
- "Ответь мне в последний раз, Орест, поклонишься ли ты богам, или нет иначе ожидают тебя мучения".
Святый отвечал:
- "Ты думаешь, князь, что я страшусь твоих угроз? Нет , не надейся устрашить меня мучениями, но сделай, что желаешь; ведь, ты не знаешь, что со мною Господь Иисус Христос, мой помощник".
После сего князь повелел обнажить святаго Ореста и сильно бить его тут же в идольском храме. А святый, когда начали его мучить, поднял руки к небу и говорил:
- "Призри с небесе, Боже мой, и помоги мне, рабу Твоему".
Святаго били без снисхождения различными орудиями: палками, веревками и воловьими жилами - и столько времени били его, что сорок воинов переменились, орудия сломались и разорвались, а на теле святаго не осталось целого места, свободного от ран, и обнажились его внутренности. Но святый Орест все мужественно переносил, так что все удивлялись такому его терпению.
В то время как святаго били, князь говорил ему:
-"Принеси жертву богам, - и я отпущу тебя".
Но страдалец ничего не отвечал на это. Потом князь приказал опалять ребра святаго раскаленным железом, возливать на раны его уксус, смешенный с желчью, и посыпать их солью. А святый мученик, возведя свои очи к небу молился:
- "Боже! Сотвори со мною знамение во благо; и да видят ненавидящии мя и постыдятся". (4)
И, так помолившись, он дунул на идолов стоявших в храме, и они тотчас все упали и рассыпались в прах. Тогда святый громким голосом сказал князю:
- "Где же сила твоих богов, отчего же они не помогли себе?"
Все бежали вон из храма, объятые сильным ужасом; вышел и святый мученик, - и как только он вышел, весь храм потрясся и развалился.
Князь приказал отвести Ореста во внутреннюю темницу и повелел темничному сторожу не давать святому ни хлеба, ни воды, но мучить его голодом и жаждою. А святый Орест, войдя в темницу, поднял свои руки к небу и стал молиться:
-"Господи Иисусе Христе, научивший меня благочестию еще от юности моей, и отгнавший от меня всякое нечестивое пожелание, заблуждение и прельщение, создавший небо, землю и море для людей, приведший в Свой покой святых Твоих Авраама, Исаака и Иакова! Молю Тебя, не оставь и меня, ибо я всего себя отдал Тебе, сопричисли и меня к лику пострадавших за Твое Имя и наследовавших Твое Царство".
Так молился святый и пробыл в темнице без пищи и питья семь дней. На восьмой день князь велел вывести святаго из темницы и привести к нему на суд, где сказал ему:
- "Дерзкий и нечестивый человек, враг наших богов, ты все еще ожесточен и не желаешь покориться! Знай же, что если ты не поклонишься богам, то я предам тебя ужасным мучениям и без снисхождения лишу тебя жизни, а твое нечестивое тело повелю утопить в воде".
Святый Орест на это ответил:
- "Я готов претерпеть всякие мучения, ибо я в сердце своем всегда ношу образ Господа моего Иисуса Христа".
Тогда мучитель, исполнившись ярости, повелел принести двенадцать железных гвоздей, длиною в пядень (5), и вбить их в пятки святому Оресту. Когда это было сделано, князь повелел привязать святаго Ореста к дикому коню и влачить до тех пор, пока святый не умрет. Конь, сильно гонимый, влачил святаго по дорогам и по полям, по терновнику и по острым каменьям, и в сих мучениях святый страстотерпец Орест предал дух свой Господу Богу (6), будучи увлечен конем за двадцать четыре поприща (7) от города. Тело его мучитель повелел бросить в реку, называемую Фива. Но вдруг явился некий светлый, как солнце, человек и, собрав мощи святаго, предал их погребению на горе, близ города Тианы. Богу нашему слава, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Списатель сего жития (8), окончив его и уже приготовив к печатанию во святой великой Киево-печерской лавре, в 1685 году в одну ночь святаго поста перед Рождеством Христовым, незадолго до заутрени, в сонном видении, получил откровение о еще больших страданиях святаго мученика. Во сне явился ему сам святый мученик Ореста и , смотря на него веселым взором сказал:
- "Я больше пострадал за Христа, нежели ты написал". Сказав так, мученик открыл свою грудь и показал в левом боку великую рану, проникающую до самых внутренностей, и сказал:
- "Сие мне железом прожжено".
Потом, открыв правую руку до локтя, показал рану около самого локтя, говоря:
- "Сие мне перерезано".
В сей ране были видны перерезанные жилы. Также, открыв левую руку, святый показал на ней такую же рану, как и на правой руке, и сказал:
- "И здесь мне перерезано".
После сего, наклонившись, мученик обнажил до колена ногу и, показав такуюже рану на том же месте, сказал:
- "А сие мне косою разсечено".
Затем, став прямо и смотря в лицо списателю жития сего, мученик сказал:
- "Видишь, что я больше пострадал за Христа, нежели ты написал".
Когда списатель думал, какой же сей Орест, не тот ли, который пострадал в числе пяти мучеников (9), то святый мученик ответил на его мысль:
- "Я не тот Орест, который пострадал в числе пяти мучеников, но тот, житие коего ты написал сегодня".
Во время сих слов святаго Ореста послышался благовест к утрене, и видение окончилось.
Сноски
1. Тианы, древний город Каппадокии, у подножия Тавра, близ Киликийских ущелий.
2. Кн.пр.Иеремии, гл. 10, ст. 11.
3. Еванг. от Иоанна, гл. 1, ст. 12.
4. Псал. 85, ст. 17.
5. Пядень - древняя мера длины. Она равнялась пространству от конца большого пальца до конца мизинца.
6. Кончина мученика Ореста последовала около 304 года. Память его празднуется еще 9 июля.
7. Поприще - мера расстояний, равняющаяся нашим 690 саженям. Следовательно, двадцать четыре поприща составляют тридцать три версты с небольшим.
8. Т.е. св. Димитрий Ростовский.
9. Память коих празднуется Церковью 13-го декабря.
|