Поиск
Сегодня
ВТОРНИК
19 марта
по новому стилю
/
 
6 марта
по старому стилю
Православный календарь
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

На главнуюКарта сайтаКонтакты
Религия и медицина / Социально-значимые заболевания /
Протоиерей Арсений Разумихин.

СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ТРЕЗВОСТИ И ВОЗДЕРЖАНИИ. Пьянство c точки зрения христианского нравоучения.

Слово Божие, строго осуждая порок пьянства, заповедует трезвость и призывает к совершенному воздержанию. Этот последний призыв мы находим в том высоком воззрении на цель нашей жизни, на наше христианское назначение, которым оно проникнуто. Человек, по изображению Слова Божия, создан по образу и подобию Божию. Он имеет в себе дыхание Божества, бессмертную и разумную душу, предназначенную к вечной и блаженной жизни.

Чтобы восстановить в нас Свой образ, омрачённый в нас грехом и сделать возможным достижение предназначенный Им для нас цели. Сам Господь благоволил воспринять нашу природу – явился во плоти – и тем возвёл достоинство нашей человеческой личности на недосягаемую высоту. Само тело наше, как одухотворяемое и освящаемое благодатью Св. Таинств, как храм Св. Духа, - предназначено к соучастию с душою в вечно-блаженной жизни. Соответственно этой высоте, на которую вознесена наша природа в таинствах искупления, - Самим Сыном Божиим, приходившим в мир «грешников спасти»,- указана нам такая высокая цель и задача жизни на земле, которая требует напряжения всех наших духовных, нравственных и умственных сил. Будите совершенными, якоже Отец ваш Небесный совершен есть. Святи будите, якоже Аз свят есмь, - говорит нам Своим примером Господь Иисус Христос. Понятно, что исполнение этого высокого нравственного долга, духовное самоусовершенствование в подвигах веры и любви – возможно только при строгом воздержании, так как только оно даёт полный простор развитию нашего духа, - при нём мы можем всегда сохранять душевное равновесие и ясность сознания; только в нашем полном самоотвержении – начало и залог всецелого служения благу ближнего. Посему с этим высшим требованиями святости и нравственного совершенства может ли быть совместимо пользование тем, что нежит и услаждает нашу чувственную природу?

Это высокое понятие о нашем достоинстве и о нашем христианском назначении, содержащие в слове Божием, составляет центральный пункт и учения Св. Отцев православной церкви, которые силою Своего Богопросвящённого разумения возвысили и углубили наше понимание Слова Божия. К вопросам о том: «как и для чего, мы созданы, что даровано нам чрез искупление, какая цель нашей здешней жизни и какой главный предмет наших забот» – они чаще всего в своих творениях обращают наши мысли - и на них по преимуществу основывают нравственные наставления.

«Внемли себе», - говорит напр. Св. Василий Великий в беседе не эти слова (Втор.15,9) – т.е. внемли не тому, что твоё и около тебя, но одному себе; ибо иное – мы сами; иное принадлежащие нам, а иное, что около нас. Мы – это душа и ум, поколику мы сотворены по образу Создавшего; наше – это тело и приобретаемые посредством него ощущения; около же нас имущества, искусства и прочия удобства жизни. Поэтому, что значит слово сие? Не плоти внемли, не за плотскими благами гоняйся, всеми мерами, то есть за здравием, красотою, наслаждением, удовольствиями и долголетием. Но внемли себе т.е. душе своей. Её украшай, о ней заботься, чтобы своей внимательностью предотвратить всякую нечистоту, сообщаемую ей пороком, не радей о плоти…Плоть похотствует на духа (Гал. V, 17), избыточество в одном, делает оскудение в другом. «Нам должно, говорить Св. Григорий Богослов (в слове о любви к бедным), всё оставить для Христа, дабы …сделавшись лёгкими, развязанными и ничем не увлекаемые вниз – как на крыльях лететь к горнему миру; или разделять своё имущество со Христом»…Эти и подобные им многие места из творений Св. Отцов дают нам понять, что по их учению, жизнь наша должна быть всецело посвящена усовершению духа, служению Христу. Всё, что мы имеем, мы не должны употреблять на какие-либо наслаждения собственные, но единственно для потребности духа, ради Христа. – А поэтому потребление вина, служащего для нашего личного наслаждения, как утучняющего плоть и тем ослабивающаго дух, припятствующаго ему «лёгкими крылами возлетать к горнему миру» - может ли быть совместимо с этими высшими нравственными требованиями?

Но Св. Отцы не только учили словом, но в своей жизни показывали такие высокие примеры осуществления этих воззрений на наше высшее назначение. Вся жизнь их была всецело духовной, свободной от всего того, что услаждает и нежит нашу чувственную природу. Св. Василий Великий в письме своём к Григорию Богослову (2-е) о своей жизни в пустыне говорил, что напитком его была простая вода, пищей – хлеб с солью, и при этом он постоянно предавался телесным и умственным трудам. В ответном письме к Юлиану он пишет, что «напрасно требовал, тысяча фунтов золота от человека, у которого не было ничего и который сам жил травами и пробавлялся кислым вином».

Понятно, что по сравнению с этими высокими нравственными обязоннастями, предъявляемые Св. Отцами по отношению к себе и ко всем, ищущим духовного совершенства, каким преступным, низким и жалким должен был казаться им, (и вместе с тем и всем и каждому из нас) порок нетрезвости – (пьянства)! И Св. Отцы со всей силой своего духоносного слова карают этот порок. В их творениях можно найти множество разительных, картинных изображений, как греховности, гибельности этого порока, так и вредных последствий.

Св. Василий Великий в беседе на упивающихся говорит: «чем отличен от бессловесных, ты человек? Не даром ли разума, который получил от своего Творца, стал ты начальником и господином всей твари? По этому лишивший себя смысла опьянением приложися скотом несмысленным и уподобился им. А я сказал бы лучше, что упивающейся несмысленнее и скотов.…У этих людей погрязают (омрачаются) души, затопляемые вином». – Но есть ли какое средство и телу, которое непрестанно разгорячается и всегда бывает, напитано вином, не сделаться слабым, хилым истощённым? «Пьяницы расточают все духовные блага, поэтому пьянство должно быть названо смертью всякой добродетели, и всякой нравственности. Пьяница бросает все добрые качество в болото нечистоты». (Св. Вас. Вел.). «Пьяница недостоин жить в обществе разумных существ: его следовало бы поместить между животными и изгнать из общества людей» (Св. Вас. Вел.). Кто может быть несчастнее пьяницы, говорит Св. Иоанн Златоуст, когда – он за малое удовольствие будет, извергнут из Царствия Божия и послан в вечный огонь? Даже и удовольствия не может получить пьянствующий, ибо удовольствие в умеренности, а в неумеренности бесчувственность»…

Но Св. Отцы не только обличали порок, но и предлагали средства к его уврачеванию. Вот какие напр. Средства указывает Иоанн Златоуст к избавлению от гибельного порока пьянства: прежде всего, средство для этого – неослабное бодрствование над собой – борьба с своей страстью, - искренние желание победить её силою своей воли: «Нужно нам много любомудрия и терпение, чтобы расстаться со всякой роскошью и избежать пьянства. Настоящая жизнь есть место борьбы и среди подвигов не может наслаждаться тот, кто хочет заслужить венец». (Бес. о Лазаре).

Чтобы подкрепить себя в этой борьбе, Св. Златоуст советует (предавшимся пороку) обращаться с молитвою ко Св. Угодникам пред их нетленными останками: «Ибо, говорит, он, не только кости мучеников, но и гробы и раки источают благословение. Прими св. елей и помажь всё тело, язык, уши, шею, глаза – и никогда не впадёшь в погибель пьянства. Ибо елей своим благовонием будет напоминать тебе о подвигах мучеников, обуздывать всякое невоздержание, удерживать в великом терпении и побеждать душевные болезни (Беседы на день Св. Мучеников).

Полезно далее, по указанию Св. Златоуста, человека, предающегося роскоши и невоздержанию, приводить в места скорби и печали, - чтобы и в нём пробуждать печаль о погибающей своей безсмертной душе и о том, чего он лишает других своей роскошью (Бес. на книгу Деян.42-я).

Необходимо требовать, по слову Златоуста, чтобы каждый садился за стол и вставал из него с молитвой, ибо, – где молитва и благодарение, туда приходит благодать Св. Духа и оттуда прогоняются демоны» (Бес. о Анне II).

Убеждает также Св. Златоуст удаляться от людей, преданных этому пороку, ибо «как тела часто погибают от испорченного воздуха, так и души часто терпят вред от общения с людьми порочными. Аще некий брат именуем, будет пьяница, с таковым ниже ясти (1 Кор.V, II), говорит Св. Апостол. А мы не только не убегаем, но и сами идём к пьяницам. Но бесчестная дружба хуже вражды»…(Бес. на Матв. 48). Наконец Св. Златоуст советует составлять для борьбы с пьянством товарищества и общества трезвости. «Ныне, говорит он, когда кто умирает, тогда многие утешают близких к нему, и осла упавшего мы часто поднимаем. А когда падают души наших братий, мы не обращаем внимания. Видя кого упивающимся, мы не только не препятствуем, но и сами принимаем в том участие. Многие составляют товарищества для гулянья и пьянства. Нет, вы составляйте товарищества, чтобы истребить страсть к пьянству, вопреки тому пагубному обычаю, по которому для пьянства, для пированья, для гулянья мы теперь делаем всё: и общественные собрания, и общей стол, и общее вино, и общие издержки». (На 2-е к Тим. 1 бес.) Но, столь строго бичуя порок пьянства и указывая все меры к его искоренению, Св. Отцы, однако же, не считают вино – его причиною, и умеренное употребление вина они не называют греховным, а считают полезным и дозволенным. «Вино, говорит Св. Василий Великий – было у нас причиною погибели душ, - вино, по дару Божию данное целомудренным к облегчению в немощи, но соделавшееся для похотливых оружием невоздержания» (Бес. на упивающихся). «Видал я ещё иных сластолюбцев, которые по чрезмерному любострастию, под предлогом печали, обращались к вину и пьянству и покушались извинить своё невоздержанность словами Соломона, который говорил: дадите вина сущим в печалях. (Притч. 31, 6). Но это приточное слово, которым не позволение упиваться дано, но поддерживаться жизнь человеческая. Не говорю уже о загадочном смысле сего изречения, по которому под вином разумеется, умственное веселие…и выражается попечение о том, чтобы безутешные и горькие плачущие, предавшись слишком плачу, не вознерадели о пище, но чтобы, как хлебом укреплялось сердце любителя грусти, так вином поддерживались упадки силы.

Впрочем, думаю, что вино должно подавать помощь природе, но непозволительно для того наливаться неразбавленным вином, чтобы оно производило помрачение рассудка. Если же рассудок есть врач печали, то крайним злом будет пьянство, препятствующие врачеванию души». (Бес. на память мученицы Иулитты). «Если ты не можешь поститься, говорит Св. Иоанн Златоуст, - то по крайне мере можешь не роскошествовать. Роскошь и пьянство – источник мать всех зол…Стыдно мне говорить, как многие страждут от сластолюбия – и мужчины и женщины. Что отвратительнее пьяной женщины, качающейся туда и сюда…Я слышу, как многие, когда встречаются такие случаи, говорят: «будь проклято вино!» О глупость, о безумие! Другие грешат, а ты порицаешь дар Божий. Что за сумасбродство? Ужели вино, - о человек, причиною такого зла? Нет не вино, а невоздержание тех, кои злоупотребляют вином. И так лучше скажи: исчезни пьянство, погибни роскошь! А если скажешь: пропади вино, то можешь вслед затем сказать: пропади железо, потому что есть человекоубийцы, пропади ночь, потому что есть воры, пропади свет, потому что есть клеветники; да погибнут жёны, потому что есть блудницы. Но ты не поступай так – это есть сатанинский дух. Не презирай вино, но презирай пьянство. Когда пьяный придёт в чувства, скажи ему: вино дано для увеселения, а не для того, чтобы безобразить себя; для укрепления здоровья, а не для расстройства, для уврачевания немощей телесных, а не для ослабления духа. Бог почтил тебя этим даром – для чего же ты неумеренным употреблением этого дара бесчестишь себя?» (Беседа на Мф. 57).

Дозволяя употреблять вина умеренное, - и считая его полезным в некотором случае. Св. Отцы, однако же, не возводят этого дозволения в правило всех. Напротив, в творениях их встречается указание на то, что они находили желательным и полезным и совершенное от него воздержание. – Но этого можно достигнуть не вдруг, а постепенно.

Св. Григорий Богослов говорит о вине и воде следующее: « вода прекрасный напиток, он не нарушает ясности мысли; а выпитая чаща вина мутит ум. Вино, по природе своей не знакомо с целомудрием; тем и производит оно удовольствие, что раздражает» (Двустишие 364 стр.). «Радость, говорит Св. Иоанн Златоуст, бывает не от вина, а от назидательного слова. Вино производит бурю, а слово тишину. То помрачает ум, а то посвящает и помраченного, то привлекает скорби, которых не было, а то прогоняет и те, которые были» (На Новый год слово). В беседе «о воздержании и о том, до чего оно простирается», Св. Ефрем Сирин научает: «есть воздержание в питии – владеть собой и не ходить на пиры, не услаждаться приятным вкусом, вин, не пить вина без нужды, не выискивать разных напитков». (26стр.).

Объясняя слова Господа – в ответ на вопрос учеников Иоанновых: Почто мы и фарисеи постимся много, ученицы же Твои не постятся (Мф.1Х, 14), Св. Иоанн Златоуст говорит: «смысл слов Христовых следующий: настоящее время есть время радости и веселья: и так не делайте его временем печали. А пост действительно имеет в себе нечто печальное, не по своему свойству, но потому, что ученики его слабы, хотя, напротив, для желающих любомудрствовать он составляет приятное и вожделенное занятие. Говоря о настоящем, Христос вместе предвещает и будущее, именно то, что ученики Его впоследствии времени обновятся: но доколь этого не будет, дотоле не должно возлагать на них никаких строгих и тяжких заповедей. Кто прежде надлежащего времени, говорит Христос, - предлагает людям высокое учение, тот и в своё время уже не найдет их способными следовать ему, навсегда сделав их т.е. (заповеди) бесполезными. Это зависит не от вина и не от мехов, в которое оно наливается, - но от неблаговременной поспешности вливающих вино (т.е. предающих учение)».

Из изложенного мы можем сделать следующие выводы:

Св. Отцы строго осуждали пьянство, изображали его, как страшное зло для вечной и временной жизни – как уничтожающее наше человеческое достоинство, и к обязанности всех христиан относили принимать все возможные меры к искоренению этого гибельного порока.

Но не в вине они указывали причину пьянства, а в нашем сластолюбии. Вино дар Божий, умеренное употребление его не греховно, - но не дозволительно как средство утоляющее жажды и особенно полезно оно для печальных и немощных. – Но хорошо пользоваться и одной водой, так как вино «мутит ум». Лучше в печалях пользоваться не вином, но духовным утешениями. Нужно стараться постепенно приучать себя к воздержанию и посту, который есть «матерь здоровья, охранитель телесной крепости» (Св. Вас. Вел. бес. о посте 2).

Но наивысшее состояние, к которому должен стремится христианин, - и особенно пастырь церкви, как призванный быть светом для других и по учению Св. Отцев, безмерно возвышаемый пред другими, - и есть строгое и полное воздержание. Этого требует наше высокое назначение, безмерное возвышение личности в христианстве, преимущественно нашей духовной природы пред чувственной.

К этому же призывают нас и высокие примеры светильников веры и подвижников благочестия.

Протоирей Арсений Разумихин. (Издание Моск. Епар. Общ. Борьбы с народным пьянством). Печатается А.И. Снегерёвой Москва. 1912 год.

© 2008 «ОБЩЕСТВО ПРАВОСЛАВНЫХ ВРАЧЕЙ РОССИИ»
Разработка Океанит